Что ты, сердце мое, расходилося?.. Н. А. Некрасов Путь Николая Алексеевича Некрасова и в жизни, и в поэзии был нелегким. Его «университеты» оказались далекими от того, что могла обещать жизнь молодому человеку из дворянской семьи среднего достатка. Ранние впечатления во многом определили то, что даже став великим всероссийским поэтом, Некрасов остался певцом Волги и русского севера. Многое из того, что стало содержанием будущих стихов, прошло через личный опыт еще маленького Некрасова, и прежде всего — страдания людей. Страдания дворовых, крестьян, бурлаков сливались с ощущением страдания самого близкого существа — матери, человека большой души и высокой культуры, много терпевшей от самодура-мужа и рано умершей. Она была исполнена печали, И между тем, как шумны и резвы Три отрока вокруг нее играли, Ее уста задумчиво шептали: «Несчастные! Зачем родились вы? Пойдете вы дорогою прямою И вам судьбы своей не избежать!» Так общее страдание воспринималось и как личное, свое, рождая ненависть к источнику — крепостному праву и к его носителям помещикам-тиранам. А ненависть взывала к борьбе. Очень рано начал Алексей Николаевич жестокую и беспощадную борьбу за право на самостоятельность. После пяти лет обучения сына в Ярославской гимназии отец решил отдать его в военную школу — Дворянский полк. Уехавший в Петербург юноша нарушил волю родителя и стал готовиться в университет. Разгневанный отец лишил его какой бы то ни было поддержки. Будущий великий поэт, опытный издатель, руководитель крупнейшего и популярнейшего журнала России, начал свою петербургскую жизнь без денег, без связей, голодным и раздетым полу бродягой. Началась расплата за отказ идти обычным путем, за нежелание стать военным, за право быть поэтом. Но стать писателем не так-то легко. Начало 40-х годов для поэта — время тяжелой литературной поденщины. Праздник жизни — молодости годы — Я убил под тяжестью труда. И поэтом, баловнем свободы, Другом лени — не был никогда... Становлению Некрасова-поэта способствовало знакомство с Белинским. Сколь многим считал себя Некрасов обязанным критику, видно хотя бы из того, что он постоянно обращался к образу критика-революционера: в поэмах «Белинский» и «Несчастные», в стихах «Памяти приятеля» и других произведениях. Наивная и страстная душа, В ком помыслы прекрасные кипели, Упорствуя, волнуясь и спеша. Ты честно шел к одной высокой цели; Кипел, горел — и быстро ты угас! Ты нас любил, ты дружеству был верен — И мы тебя почтили в добрый час! В середине 40-х годов закончилось становление поэтического царования Некрасова, дальше уже шло поступательное движение самобытного поэта. Об этом свидетельст