Сколько существует определений творчеству Некрасова! Крестьянский писатель, поэт Петербурга, автор разночинцев, певец революционной демократии. Если эти определения и верны, то только все вместе. Некрасов – народный поэт. И не только потому, что он говорил о народе, но и потому, что им говорил народ. Отсюда все его особенности: герои, темы, образы, ритмы. И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще.
Тема народных страданий на первом месте в произведения Н.А. Некрасова. Поэт сострадает крестьянам и особенно крестьянкам: женская доля еще тяжелее, чем мужская. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается на «ты» к героине своего произведения.
Что ты жадно глядишь на дорогу // В стороне от веселых подруг?
Знать забило сердечко тревогу – // Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
Автор описывает красоту девушки: черные волосы, черные брови – цвет печали. Едва ли это случайно: речь пойдет о ее темном и безрадостном будущем.
В стихотворении присутствует переломный момент сюжета – от хорошего к плохому. Ничего отрадного в жизни девушки не предвидится после замужества, одни только заботы и тяготы. О таком лучше не знать заранее:
Затянувши под мышки передник, // Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж привередник // И свекровь в три погибели гнуть.
Жену неряхи мужика-привередника никак уже не назовешь красавицей, более того, в описании ее внешности появляется слово уродливо. Выражение «в три погибели гнуть» исключает представление о стройной фигуре. Побои мужа и тиранство свекрови погубили былую красоту:
От работы и черной и трудной // Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный, // Будешь нянчить, работать и есть.
Жизнь похожа на тяжкий беспробудный сон. Героиня нянчит детей, но и они не скрашивают ее горького существования:
И в лице твоем, полном движенья, // Полном жизни, появится вдруг
Выраженье тупого терпенья…
И схоронят в сырую могилу, // Как пройдешь ты тяжелый свой путь…
«Похоронив» героиню, поэт возвращается из безотрадного будущего в настоящее – к тому, с чего начал:
Не гляди же с тоской на дорогу // И за тройкой вслед не спеши…
«Не гляди», «не спеши» - но отчего же?
Пока не настала столь тяжелая жизнь, героиня еще имеет возможность «попраздновать в волю». Однако прозрение будущего настолько удручает поэта, что ему не кажется уместным недолгое и непрочное веселье…
Тему тяжелой женской доли Некрасов продолжит в поэмах «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо». Дарья, Матрена Тимофеевна – сильные, волевые характеры, но жизнь наносит им жестокие удары, подвергает их тяжелым испытаниям и лишениям. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда», написанное в 1858 году, является одним из самых значительных поэтических произведений Некрасова.
Даже при беглом прочтений «Размышлений у парадного подъезда» становится ясно, что основной «нерв» стихотворения – разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняги). Эти две противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения следующим образом: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными к нему швейцаром и ушедшими обратно, даже сообщается о вельможе, его жизни и дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивается стихотворение. Итак, налицо шесть компонентов: трижды автор переходит от богатства к миру нищеты. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные ми
Презрение вельможи к народу с предельной четкостью раскрывается в двух неполных строчках:
…Гони! // Наш не любит оборванной черни!
Сложнее чувства народа. «Долгонько брели ходоки из дальней губернии в надежде найти помощь или защиту у вельможи. Не перед ними захлопнулась дверь», и они уходят.
Поэт не ограничивается изображением безнадежной покорности и бесконечного стона народа. «Ты проснешься ль, исполненный сил?» - спрашивает он и подводит читателя к ответу на этот вопрос всем стихотворением: народу нечего ждать спасения от вельмож, потому что «счастливые глухи к добру», он должен сам позаботиться о своей судьбе.
Тема «страданий народных» несколько видоизменяется в поэме «Железная дорога». Автор ведет речь о том, чего стоит прогресс, построенный на человеческих страданиях.
Своеобразный эпиграф выполняет роль экспозиции произведения, помогает ответить на вопрос: кто на самом деле строил железную дорогу?
Папаша! Кто строил эту дорогу? // Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька.
Автор счел нужным вмешаться в этот разговор. Но сначала поведал о том, как хороша лунная ночь, видная из окна.
Славная очень! Здоровый, ядреный // Воздух усталые силы бодрит…
Не случайно Некрасов дает прекрасную пейзажную зарисовку. На ее фоне при «сиянии лунном» предстоит разглядеть весьма жестокую «правду», правду о том, что железную дорогу строили «массы народные». А подвиг их на это царь Голод. Обездоленные люди нанимаются строить дорогу в нечеловеческих условиях, многие «гроб обрели здесь себе».
Чу! Восклицанья послышались грозные! // Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные… // Что там? Толпа мертвецов!
Они поют песню о том, как им при жизни было холодно и голодно, как они болели, как обижали их десятники:
Грабили нас грамотеи-десятники, // Секло начальство, давила нужда.
Для чего рассказана эта история «умному мальчику»? Цель одна: чтоб он знал правду и «перенял благородную привычку к труду», «научился мужика уважать». Да, молодого человека еще можно «научить», но «спесивый папаша» придерживается своего мнения. Он побывал в Риме, Вене, видел чудесные памятники старинной архитектуры. Неужели «все это народ сотворил»? Отношение генерала к народу однозначное:
Варвары! Дикое скопище пьяниц!
Пусть каждый останется при своем мнении и сделает вывод: что такое есть простой русский человек.
Тема страдания народа для Некрасова никогда не была «старой». Об этом он пишет в стихотворении «Элегия».
Пускай нам говорит изменчивая мода, // Что тема старая «страдания народа»…
Автор не ждет благодарностей за свой нелегкий труд, он счастлив, что служил народу:
Быть может, я умру неведомый ему, // Но я ему служил и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин, // Но в каждый в бой иди.
Далее мысль поэта обращается к последствиям крестьянской реформы 1861 года. Решила ль отмена крепостного права больные проблемы крестьянской жизни? Увы! Со всей остротой Некрасов ставит вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Что бы ни делал поэт, он все время ищет ответ на вопрос о том, осчастливила ли свобода крестьян, внесла ли она перемену:
В народные судьбы? В напевах сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?
Н.А. Некрасов создавал свои лучшие творения в 40-70 годы XIX века, не самые благоприятные именно для поэзии, которая после ухода Пушкина и Лермонтова во многом потеряла свое былое значение и уступила место развивающейся прозе.
Но важно и ценно то, что жизнь русского стиха не прекращалась и в этот промежуточный период. В этом сказался писательский подвиг Некрасова.