Сочинения по литературеПастернак Б.Л.«Когда строку диктует чувство...» (По лирике Б.Пастернака.)

«Когда строку диктует чувство...» (По лирике Б.Пастернака.)

Про название книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь» Марина Цветаева, подчеркивая исключительность Пастернака,

сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются.

Так обращался к жизни – к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу – средневековый монах Франциск

Ассизский. Пастернак знал об этом.

И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии.

Весь облик Пастернака – живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, разряженной в ответном чувстве (в

стихах). «Милый Пастернак, - писала ему Цветаева, - Вы – явление природы. Бог задумал Вас дубом, а сделал

человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть – такие дубы!)…»

Художник, поэт – живой орган, живой центр восприятий.

Итак, на первом месте – высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в

жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда «быть в зрителях и глядеть всех чище,

восприимчивей и верней».

В понимании Пастернака искусство – явление нравственной жизни.

Достигнув высшей художественной зрелости, Пастернак объявляет единственной задачей искусства правду.

Многосторонняя восприимчивость Пастернака (оберегая его от эстетства) обострила в нем внимание к фактам искусства.

Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, не разными языками, а единым языком искусства, в

котором все слова равно ему доступны и равно понятны.

Когда Пастернаку понадобилось дать «определение поэзии», он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и

осязанием – невыборочно, подряд – охватить окружающее:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и флейт – Фигаро

Низвергается градом на грядку…

(«Определение поэзии»)

Уже в самом начале своего поэтического творчества, при всей тяге к «оригинальности поневоле», Пастернак, сочиняя стихи,

составившие книгу «Близнец в тучах», искал в поэзии прежде всего содержательности. В автобиографии он в полушутливой,

почти озорной форме сам выразил особенность своей поэтической работы того времени: «Я ничего не выражал, не отражал, не

отображал, не изображал».

Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через неприложность общего хода вещей.

Врачующая неприложность мира – сколько раз писал о ней Пастернак:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал.

(«Январь 1919 года»)

Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление единства мира.

В «Охранной грамоте», вспоминая свои ранние годы, Пастернак подробно описал, как рождается поэзия из перебоев жизненных

рядов, из взаимодействия одних явлений и чувств – тех, которые забегают вперед, - с другими, которые отстают.

В самом начале поэтического пути, в 1912 году, он нашел для выражения своей эстетической позиции очень емкие слова:

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу,

Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

(«Как бронзовой золой жаровень…»).

Поэт в зрелые годы напишет:

Я понял жизни цель и чту

Ту цель, как цель, и эта цель –

Признать, что мне невмоготу

Мириться с тем, что есть апрель,

Что дни – кузнечные мехи

И что растекся полосой

От ели у ели, от ольхи

К ольхе, железный и косой,

И жидкий, и в снега дорог,

Как уголь в пальцы кузнеца,

С шипеньем впившийся поток

Зари без края и конца.

Что в берковец церковный зык,

Что взят звонарь в весовщики,

Что от капели, от слезы

И от поста болят виски.

Идея безусловного приятия мира, основополагающая у Пастернака, - не отвлеченно-умозрительного свойства. Богатство мира

вполне предметно, «подробно» и постигается шаг за шагом.

Есть в «Сестре» стихотворение «Уроки английского», с той же внутренней композицией, открытой настежь – миру, природе.

Используя мотивы шекспировских трагедий, Пастернак запечатлел в нем трагический и торжественный момент, когда от

человека уходит суетность желаний, включая вчера еще самое важное – любовь, когда душа открывается целому творению и

проникается вечностью.

Когда случилось Дездемоне, -

А жить так мало оставалось, -

Не по любви, своей звезде, она –

По иве, иве разрыдалась…

…Когда случилось петь Офелии –

А горечь слез осточертела –

С какими канула трофеями?

С охапкой верб и чистотела.

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий

Обдать и оглушить мирами.

Пастернак почти не писал стихов, которые можно конкретно и уверенно назвать пейзажными. В «Сестре» основные «темы» -

природа, любовь, искусство, - как правило, ен существуют раздельно, дается сложное соединение, сплав из этих «тем».

Природа служит наглядным эталоном естественности и полноты – такой момент в «Сестре» присутствует, но он не подчеркнут;

природа, в сущности, - один из образов, даже синонимов жизни; разветвленная, многослойная метафора «жизнь – сад»

участвует равно в структурной и философско-лирической концепции книги. Восприятие природы у Пастернака неразительно по

точности и проникновению, но природа, будучи самым близким и полным синонимом жизни, не является в этом отношении чем-то

исключительным и единственным. Открытое лирическое чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера) выполняют ту же

роль. Жизнь шире любого из этих образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь непосредственным «предметом»

стихотворения, как бы стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому они практически взаимозаменяемы и тем более

полно являют жизнь в своей совокупности, взаимопроникновении.

И второе. Тема природы (осознанная именно как тема) почти неотвратимо порождает у поэтов натурфилософские вопросы: о

саморазвитии природы, о начале и конце человека в ней, о стихии и разуме. Между тем самосознание человека – «мыслящего

тростника» - чувство причастности природе и одновременно отделимости от нее – не характерно для Пастернака, точнее – он

не дает этому чувству простора, воли, так или иначе трансформирует его.

Поэтическое восприятие Пастернака позволило «во всем … дойти до самой сути», раскрыть сложные «вечные» темы.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Когда строку диктует чувство...» (По лирике Б.Пастернака.)

Слов:914
Символов:7023
Размер:13.72 Кб.