Выдающийся поэт и критик Шарль Перро, в наше время известный главным образом как один из основоположников жанра литературной сказки, родился в семье чиновника и получил юридическое образование. Став влиятельным сановником, Перро сочетал свои придворные обязанности с разнообразной литературной деятельностью.
В 1694 году Перро издал три сказки в стихах: «Гризельда», «Потешные желания» и «Ослиная кожа». Две последние сказки Перро позже пересказал в прозе. Славу Перро принес сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), куда входило первоначально восемь сказок. Позже Перро добавил еще три стихотворные сказки. Для Перро обращение к национальному фольклору не было случайностью. Он не только вел полемику с представителями классицизма, но и возглавлял литературную борьбу с ним. В своем труде «Параллель между древними и новыми…» (1688-1697) Перро утверждал необходимость отказаться от канонов классицизма и вводить в литературу новый, свежий, близкий народу материал. Он противопоставил национальные сказки античным сюжетам. В предисловии к своим сказкам Перро подчеркивал, что его источником были сказки, «которые наши предки сочиняли для своих детей». Высокая мораль этих сказок доходит до сознания, «глубоко западает в душу детей»,- писал Ш. Перро.
В большой мере Перро сохранил в сказках черты народной жизни, отраженной в фольклоре. Вспомним, как трудно было дровосеку в сказке «Мальчик с пальчик» прокормить свою семью, особенно в тяжелый голодный год, или бытовые детали в «Красной Шапочке» и др. Герои Перро наделены теми чертами характера, которые так ценит народ: трудолюбием, находчивостью, великодушием. Чванству, зазнайству, жестокости
Однако как ни близки сказки Перро народному творчеству, у них есть спои особенности. Перро хотел сделать именно эти, народные, сказки интересными для «высшего общества», ввести их в чтение аристократических салонов. Это, в одних сказках больше, в других меньше, повлияло на самую манеру рассказа, на некоторую его «претенциозность», на характер отдельных, то с юмором, то с иронией введенных деталей, наконец, на особенность «нравоучений», которыми Перро заканчивает каждую сказку. Бытовые подробности жизни аристократии, шутливое переплетение разных стилей воспринимаются как забавная утонченная игра, шутка. В «Ослиной коже» фея Сирена рассказывает историю инфанты «с бесконечным изяществом». К этому стремится и сам Перро.
Например, в «Спящей красавице» король с королевой, огорченные тем, что у них не было детей, ездили на всякие целебные воды, давали обеты, совершали паломничества. А влюбленный принц, поднимая спящую красавицу, «поостерегся ей сказать, что платье у нее как у его бабушки, и что у нее высокий воротник, какие носили при короле Генрихе IV». В России сказки Ш. Перро впервые были изданы в 1768 году и назывались «Сказки о волшебницах с нравоучениями». Под редакцией И. С. Тургенева они вышли в 1866 году (без нравоучений) ‘. В наше время они также выходят без нравоучений.