Андрей Белый родился в 1880 году в профессорской семье. Родители были очень разными людьми: отец — математик, мать — натура творческая, любила музыку. Воз-можно, это сыграло не последнюю роль в развитии мальчика. От отца Андрей Бе¬лый приобрел любовь к наукам, от матери — пристрастие ко всему прекрасному. Будучи юношей, будущий поэт долго колебался в выборе своего пути: «...кто я? Ком¬позитор, философ, биолог, поэт, литератор или критик?» В 1903 году молодой че¬ловек успешно завершает обучение на естественном отделении физико-математи¬ческого факультета Московского университета. Андрей Белый увлекается филосо¬фией, литературой. Именно он находится у истоков русского символизма, кото¬рый отвергает принятые догматы и не приемлет эстетическую замкнутость. Поэт находится в поисках новых художественных форм, пытаясь проникнуть в глубь ду¬шевных переживаний и порывов.
Стихи Андрея Белого не всегда легки в восприятии: дисгармония здесь сочета¬ется с соразмерностью, убогое — с прекрасным, а скупое — с щедрым.
Вот гнезда, где черные очи, Зияя в откосе крутом, В туман ниспадающей ночи Визгливо стрельнули стрижом.
Многие литературоведы считают, что поэт так до конца не смог реализовать все свои творческие замыслы в поэзии. Однако энергетика, излучаемая его произ^ ведениями, неповторима и очаровательна. Стихи Андрея Белого непредсказуемы, как сама стихия. То они громоздки и массивны, то легки и прозрачны. В любом случае они как бы балансируют на грани естественности и наигранности, рассудоч¬ности и легкомысленности.
Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина-мать, В сырое, пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать:
Туда, па равнине горбатой, Где стая зеленых дубов Волнуется купой подъятой, В косматый свинец облаков...
Поэтический мир Анд
Ей, помчались! Кони бойко
Бьют копытом в звонкий лед;
Разукрашенная тройка Закружит и унесет.
Музыка чувствуется во многих произведениях поэта. Белый прекрасно чувству¬ет границу между словом, звуком и цветом. Это помогает ему в стихах осуществлять неожиданные переходы, преодоления. В качестве примера ритмической прозы можно вспомнить известный роман Андрея Белого «Петербург» или поэтические симфонии в прозе «Возврат», такие произведения, как «Драматическая», «Север¬ная симфония», которые построены по законам музыкальных произведений. Сло¬во у поэта выполняет множество функций и всегда интонационно наполнено. Это слово-крик, стон, боль. Оно одновременно и звук, и мелодия, и целое музыкальное произведение.
Мои слова - жемчужный водомет, средь лунных снов, бесцельный, но вспененный, капризной птицы лет, туманом занесенный.
Тонкой нервущейся нитью через все творчество поэта проходит мотив отчая¬ния, унылого одиночества.
Сирый, убогий в пустыне бреду.
Все себе кров не найду.
Плачу о дне.
Плачу... Так страшно, так холодно мне.
Годы проходят. Приют не найду.
Сирый иду.
Даже в названиях произведений часто используются слова «одиночество», «от-чаянье», «предчувствие», «смерть». М. Цветаева писала, что «ничего одиноче его вечной обступленности, обсмотренности, обслушанности» она не знала. Лиричес¬кий герой Андрея Белого одновременно хрупок и силен, ироничен и добр. Он от¬чаянно переживает драматизм окружающей действительности и принимает жизнь такой, какая она есть, без прикрас.