Платоновский мир — мир тружеников, мастеров, изобретателей.
Ремесло рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства, окружено у Платонова редким уважением. Только у платоновского героя простой взгляд на паровоз вызывает растроганную радость, как в «детстве при первом чтении стихов Пушкина» (рассказ «В прекрасном и яростном мире»).
У каждого героя, которого любит А. Платонов, есть свое словесное обозначение как типа человека: 20-е годы — это «сокровенный», 30—40-е — «одухотворенный человек». Платонов говорит нам о том, что привязанность и верность человека своему делу — это своеобразный подвиг. Мне кажется, это очень правильно подмечено. Для «одухотворенного человека» работа не служба, а смысл существования. Вместе с тем Платонов много пишет о незащищенности человека от роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих его. Писатель понимает, что душевный свет, прежде чем разлиться сильным и ясным потоком, должен пройти множество преград, человек должен родиться и возродиться, сокровенное должно раскрыться, стать откровением человеческой души. Во многих произведениях этот нравственный сюжет выражен в самом заглавии: «Сокровенный человек», «На заре туманной юности», «Возвращение», а название повести «Джан» Платонов переводит не обычным словом «душа», а на свой манер: «душа, которая ищет счастье».
И еще. В произведениях Платонова нет «простых», то есть примитивных, людей. Он и сам был человеком, много раскрывший в себе, тихим, сосредоточенным и неожиданным, всю жизнь работавшим над собой и «обдумывающим мир».
«Они были не известны сами себе», — пишет Платонов о крестьянских парнях из северных русских губерний, пришедших в конце гражданской войны к берегам Крыма освобождать республику от Врангеля, и только в революции «они жили полной общей жизнью с природой и историей, — и история бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». В этих строчках из «Сокровенного человека» — повести о гражданской войне, выразилась главная платоновская гуманистическая мысль: участие в деле, труде открывает человеку самого себя, соединяет его с историей, человечеством. Такой путь от одинокой безве
Прочитав листовку — призыв о формировании добровольческого отряда технических сил для обслуживания в фронтовых условиях техники, он делает для себя вывод: «Без технических средств не может быть обеспечена победа над врагом». Пухов уговаривает других вступить в отряд. «Революция-то пройдет, а нам ничего не останется! Что ответим на вопрос: «Чем ты бесплатно пожертвовал, чему ты душевно сочувствовал?» Хорошие и правильные вопросы для порядочных людей, как жаль, что они не звучат сегодня!
Через неделю Ф. Пухов и еще пять слесарей поехали в Новороссийск, где их ожидала работа. Вопрос, который задал комиссар Пухову, звучал так: «Любите ли вы, товарищ Пухов, пролетариат в целом и согласны ли за него жизнь положить?» На это Пухов отвечает: «Люблю, товарищ комиссар, и кровь лить согласен, только чтобы не зря и не дуриком!»
Об этом поколении, о поколении Пухова, А. Платонов писал: «Они еще не знали ценности жизни, и поэтому им была не известна трусость. Из детства они вышли в войну, не пережив ни любви, ни наслаждения мыслью...»
Много разных и трудных событий переживет еще Пухов и такие, как он, но без них просто немыслимо представить себе время, о котором пишет Платонов.
Знакомый Пухова по работе в механических мастерских пригласил его в Баку (он после гражданской войны занимался «нефтью»), и Пухов поехал. В разговоре между ними была затронута еще одна важная тема времени:
— Пухов, хочешь коммунистом сделаться?
— А что такое коммунист?
— Коммунист - это умный — научный человек, а буржуй — исторический дурак!
— Тогда не хочу.
— Почему?
— Я - природный дурак.
И в этом ответе весь Пухов. Для Платонова он и есть «сокровенный человек».
Вклад таких «сокровенных людей», как Пухов, в жизнь, в дело, которым они занимаются, — неоценим. В жизни всегда будут нужны «сокровенные люди». Так утверждает в своих произведениях писатель Андрей Платонов, и он прав.