М. М. Пришвин оставил нам в наследие массу рассказов, повестей, очерков о природе. Взглядом писателя, человека с открытой и гордой душой, объединены все эти произведения. В сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" ярко сформулирована любовь автора к природе и человеку.
Начало этого произведения походит на сказку: "В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей". С самых первых строк мы входим в волшебный мир, где все живое взаимосвязано. Перед нами Настя и Митраша. "Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки". Митраша был маленький, но плотный, "мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
Крестьянское хозяйство досталось детям после смерти отца и матери: это изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами: "с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи". На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. "Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы". Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.
Вот как-то раз решили они пойти в лес за клюквой. "Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью". Ребята знают, что есть такое место, называется оно палестинка, — она "вся красная, как кровь, от одной только клюквы".
Собравшись пойти в лес, берут они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную "тулку", сумку с компасом. Зачем же ему компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. "Мужичок в мешочке" хорошо помнит отцовские слова: "В лесу эта стрелка тебе добрей матери:...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься...".
Дети не знают, что им предстоит столкнуться с природной стихией и воочию увидеть Блудово болото. Вот, пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. "Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания". О Блудовом болоте ходила легенда, что "лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня..." С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа... Вот дети отдохнули и решили идти дальше.
Но не тут-то было! "Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой". Что делать? Митраша пошел по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. "Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок". Даже волк в это время вылез из
Сказка-быль М. М. Пришвина, как и полагается сказке, заканчивается хорошо. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. В борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. Ну а Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, "еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках".
Голодный Митраша и уставшая Настя встретились уже под вечер. Они продолжили свой путь вместе, как уже двести лет "живут" на Блудовом болоте ель и сосна.
Красота природы, ее богатый мир раскрываются в произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже появляются тревожные ноты.
Пришвин тревожит читателя вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя? Чтобы ответить на эти вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, найти "ключ к собственной душе". "Лесная капель" — книга об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека. Прозаические миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью "неодетой весны", и звоном "лесной капели", и очарованием "ореховых дымков".
Вершина поэтического творчества писателя — "Глаза земли". Разделенная на три части ("Дорога к другу", "Раздумья", "Зеркало человека"), она представляет совершенное творение художественной, философской и научной мысли Пришвина. "Глаза земли" — это путь человека к "душам всех и каждому в отдельности" через свой собственный опыт жизни.
Многое нам открывается в первый раз, многое оказывается дорогим и созвучным, оживают безмолвствовавшие некогда листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, необыкновенно щедро наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным создателем всеобщей жизни. Любая фраза, даже всякое слово у Пришвина, как в поэзии, имеет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет поучений, но есть похожее, девственный страсть ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.
"Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово "родина". Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание...".
Творчество Пришвина — это как снова рождающийся, сызнова услышанный нами звон, идущий сейчас все шире и свободнее. Слово Пришвина раздается все громче и оглушительнее.
Я думаю, что, читая Пришвина, современный человек переживает, теплеет его сердце, и оттаивает его мятежная душа. Произведения Пришвина необычайно современны, в особенности в драматические минуты нашей жизни, на переломе эпох и веков.