Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называют не песней, а романсом. Слово романс --- испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, то есть на испанском, языке, в отличие от песнопений на латинском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст. Такие романсы, следуя моде, во множестве сочиняли русские композиторы конца ХVIII и начала XIX века. Произведения же, написанные на русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин этот стал обозначать произве-дение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня, форме.
Начало расцвета романса --- первая половина XIX века, период , для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения : Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX столетия и в начале XX к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова, Рахманинова.
Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах,пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
Романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией. Хорошие сти-хи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.
Музыкальные впечатления глубоко отразились в пушкинском творчестве. «Моцарт и Сальери», строфы о Россини в «Евгении Онегине», пение Лауры в «Каменном госте» и Мери в «Пире во время чумы», русские народные песни в «Евгении Онегине», в «Борисе Годунове», в «Руслане и Людмиле», в «Капитанской дочке».
Но, может быть, еще сильнее оказалось обратное влияние --- влияние творчества поэта на музыку. Очень многие ранние русские романсы написаны композиторами на стихи своего великого современника.
При жизни Пушкина их было создано около восьмидесяти. Напечатано шестьдесят (рассеянные по альманахам и редчайшим отделениям изданиям нот пушкинской поры романсы эти были однажды собраны. Они вошли в сбор¬ник “Пушкин в романсах и песнях его современников”).
В создании романсов и песен на слова Пушкина участвовало тридцать его современников. Среди них профессиональные композиторы : Верстовский, Алябьев, Геништа, Глинка, Есаулов. Но большинство --- дилетанты.
На иные стихи писали музыку несколько композиторов. Каждый восприни-мал и толковал одно и то же произведение по-своему. Предназначались эти ро-мансы главным образом для домашнего музицирования. В концертах романсы в то время почти не исполнялись. Отсюда --- простая музыкальная фактура их, доступная любителям вокальная часть --- небольшой диапозон (полторы окта-вы, а иногда и того меньше).
Какие же стихи положены на музыку? Кто авторы музыки?
Представим себе лицей, где учился Пушкин. Это --- закрытое учебное заве-дение в Царском Селе, в 30 верстах от Петербурга. Мальчики почти нигде не бывают. Водят их, впрочем, в домашний театр графа Толстого, где играют кре-постные актеры. Приемные дни, когда к лицеистам приезжают родные, были для них приятным развлечением.
“… Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его ( фрейлина Катерина Павловна Бакунина). Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи ”, --- вспоминал лицеист С.Д. Комовский. Бакуниной --- двадцать лет. Пушкину и его товари-щам --- пятнадцать – шестнадцать.
Пушкин хочет выразить чувства свои в стихах. Темы любви он в поэзии еще не касался. И он обращается к поэтическим образцам---Анакреону, Державину, Парни. Следуя им, пишет “К живописцу”.
Дитя харит и вдохновения,
В порыве пламенной души
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердце напиши.
. . . . . . . . . . . . . . .
Чувство и поэтический голос Пушкина едва пробиваются в этом стихотворении.
“ Эти стихи --- выражение не одного только его страдавшего сердечка! . . “---вспоминал Пущин (он и сам был влюблен в Бакунину так же, как и друг его Малиновский).
На эти стихи тотчас же отозвались лицеисты-композиторы. “К живописцу” очень удачно положено было на ноты лицейским же товарищем Пушкина Яковлевым и постоянно пето до самого выхода из заведения “,--- вспоминал тот же Комовский. К сожалению, романс этот до нас не дошел.
Сохранился романс на эти же слова другого лицейского товарища Пушкина--- Николая Корсакова.
Поэту--- шестнадцать лет, композитору--- пятнадцать.
Это --- единственное известное нам музыкальное произведение Корсакова. Были у него еще два романса на слова Пушкина--- “К Маше” (“Вчера мне Маша приказала . . .”), написанные семилетней сестре Дельвига, и «К Делии» («О Делия драгая! Спеши моя краса…»). Лицеисты вспоминали, что первый куплет романса «К Делии» на музыку, сочиненную Корсаковым, часто распевался в лицее на два голоса с гитарой. «Наш виртуоз Корсаков, --- сообщал в письме к родным летом 1816 года товарищ его Горчаков, --- сочиняет еженедельно «голос», т.е. мотив к куплетам на заданное слово «наших поэтов и нескольких рифмачей», которые читали каждую субботу друг другу свои новые куплеты. «Голоса эти довольно часто ему удаются», --- признает Горчаков.
Корсаков был одарен в разных искусствах: певец, гитарист, стихотворец, автор прозаических статей. Был он и одним из главных участников в лицейских рукописных журналах, и актером в лицейских спектаклях.
Пушкин посвятил Корсакову еще в 1814 году строфу в своем стихотворении «Пирующие студенты»:
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном …
Спустя два года Корсаков уехал в русскую миссию во Флоренцию, где тяжело заболел «грудью» (туберкулезом?). Там он и умер в двадцать лет.
С нежностью вспомнил о нем Пушкин в стихах к «лицейской годовщине» 1825 года («19 октября»). Ссыльный поэт, в деревне, оторванный от друзей, мысленно переносится на «праздник наш», «на пир любви, на сладостное вече», и, словно окидывая взором собравшихся, задает вопрос:
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
И отвечает:
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Вернемся к первым , положенным на музыку стихам Пушкина. Известно из воспоминаний, что романс “К живописцу” нравился лицеистам. Его усердно распевали. Композитор сам преподнес Екатерине Бакуниной ноты с надписью на французском языке : “Романс с аккомпанементом фортепиано, посвященный мадемуазель Бакуниной”. Автограф нот отыскался в начале нашего века у потомков Бакуниной.
Мелодия романса привлекает непосредственностью. Простой, легко запоминающийся напев иногда игриво изящен. Равномерный аккомпанемент может исполнить и не очень искусный любитель, не на одном фортепиано, но и на гитаре,--- как и певали в лицее.
Стихи “К живописцу” и наивный романс, родившийся в общем настроении влюбленности в Екатерину Бакунину, только скромное “вступление” к прекрасному циклу элегий, уже вполне пушкинских поэтическим совершенством, уже не робких по голосу чувств. Элегии посвящены Бакуниной, в каждой
Юный поэт делает запись о своих чувствах в дневник 1815 года: «29 ноября
Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался …
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом провиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу --- ее не видно было! --- наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице, сладкая минута !..
Он пел любовь --- но был печален глас.
Увы! Он знал любви одну лишь муку! ---
Жуковский
Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!
Но я не видел ее 18 часов --- ах! какое положение, какая мука …
Но я был счастлив 5 минут …»
Следующее лето Бакунина живет в Царском Селе, а осенью покидает эти места. Пушкин бродит в одиночестве, там, где «милая ходила», тоскует:
Уж нет ее … до сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
«Осеннее утро»
В октябре 1816 года лицей празднует годовщину своего открытия. На бал, как обычно, приезжает и Бакунина. Встреча не приносит Пушкину радости. Вероятно, он почувствовал на этом балу ее равнодушие, а может быть, понял, что у него есть счастливый соперник.
В последний год пребывания Пушкина в лицее в однообразной жизни его появляется радостное событие: старший курс отпускают на зимние каникулы в Петербург. Две недели проводят лицеисты вне стен лицея.
Пушкин надеется встретить в Петербурге Бакунину. А может быть и объясниться … Но, увидев ее, он снова понял, что она к нему равнодушна:
Минувших дней погаснули мечтанья,
И умер глас в бесчувственной струне.
Элегия
Последним поэтическим произведением Пушкина, рожденным любовью к Екатерине Бакуниной, стало стихотворение «Поэт». Впрочем, отголоски встречаются и в более поздних произведениях поэта: 24 ноября 1817 г. он пишет ей в альбом светский мадригал, 1825 г. --- упоминает о ней в ранней редакции стихотворения «19 октября». Но и это не все. Пушкин вспоминает о своей ранней юности в «Евгении Онегине». Поэту тридцать лет. С улыбкой описывает он себя юнцом, который «говорить старался басом». И снова возврат к своей первой любви, так же трепетно, как в раннем лирическом дневнике:
В те дни … в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал …
ГлаваVIII, строфа II беловой рукописи
Кто же была Бакунина? Что представляла она собой? Мы почти ничего не знаем … Была она художницей. Училась живописи у Александра Брюллова, который считал ее очень талантливой. В начале нашего века люди видели еще прекрасный альбом акварельных портретов ее работы, изображающих петербуржцев 30 – 40 годов. Мы знаем, кроме автопортрета Бакуниной, несколько хорошо исполненных ею копий с акварелей Брюллова. Автопортрет говорит о большой одаренности молодой художницы.
Ставшее случайно известным упоминание о Бакуниной в одном позднейшем письме приоткрывает благородные свойства ее души. Пишет из Ялуторовска
И. И. Пущин своему лицейскому другу Матюшкину. Он благодарит друзей за подарок, присланный ему в Сибирь --- фортепиано ... А в конце письма пишет:
«В последнем письме Лиза мне посылает поклон от Екатерины Павловны Полторацкой, в наше время --- Бакуниной. Ты, верно, ее видаешь. Скажи ей слово дружбы от меня». Это был февраль 1853 года, конец царствования Николая I, годы особенно реакционные, когда не всякий, даже с оказией, решался высказать симпатию и сочувствие ссыльным.
Музыкальнейшие стихи «Певец», написанные 17-летним поэтом, привлекли композиторов. При жизни Пушкина на эти стихи было написано два романса ---
Н.С. Титовым и Верстовским. Мягким элегическим характером обе пьесы вторят поэтическому тексту. Но «романсным» приемам композиторов не поддалась изысканность строфы, кажущейся такой простой (двухстопный стих, завершающий четыре пятистопных стиха). Титов растянул двухстопный стих на три такта, а Верстовский повторил его, переделав его тем самым в четырехстопный.
Романсы Николая Сергеевича Титова, не отличаясь ни глубиной, ни оригинальностью, привлекают задушевностью, чем и объясняется популярность в свое время романсов этого офицера, так много музыки написавшего на стихи Пушкина.
Позднее на текст «Певца» было написано еще много романсов. Помимо совершенно забытых дилетантов, мы видим имена Антона Рубинштейна и Чайковского, открывшего свою оперу «Евгений Онегин» дуэтом Татьяны и Ольги на текст этой юношеской элегии Пушкина.
Из прекрасного цикла элегий, посвященных первой любви поэта, еще одно стихотворение --- «К Морфею» было положено на музыку. Другой Титов --- Николай Алексеевич, типичный дилетант, поднялся в этом романсе до большой выразительности. Он послушен каждой интонации поэта. Особенно впечатляет драматизм мелодического хода в словах «Сокрой от памяти унылой Разлуки страшный приговор».
Но последуем за Пушкиным. 1820 год. Он уже на юге.
«… Морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф (Гурзуф), где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле написал я Элегию, которую тебе присылаю». Так писал Пушкин брату 24 сентября 1820 года из Кишинева, посылая ему свое стихотворение «Погасло дневное свети- ло …». Это --- одно из самых ярких и значительных произведений романтического периода творчества Пушкина. В этих стихах заложена правда пережитого, но правда, преображенная романтическим восприятием мира. Пушкин был
выслан из Петербурга, а в стихах изображает себя «искателем новых впечатлений», бежавшим из «отеческих краев».
«Читал ли «Черное море» Александра Пушкина в последнем «Сыне Отечества»?» --- спрашивал Александр Тургенев Вяземского.
«Не только читал Пушкина, но с ума сошел от его стихов,--- отвечал Вяземский. --- Что за шельма! Не я ли наговорил ему эту байронщизну:
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей.
Мне жаль, что в этой элегии дело о любви одной. Зачем не упомянуть о других неудачах сердца? Тут было где поразгуляться.»
В 1826 году элегия вошла в первый печатный сборник «Стихотворения Алек-сандра Пушкина» и сразу же была положена на музыку композитором Иосифом Геништой. По силе драматического содержания и по красоте музыкального дви-жения «Погасло дневное светило» Геништы --- явление необыкновенное в русской вокальной музыке того времени.
Пушкин услышал его, когда оно еще только было написано. Было это в том же 1826 году, когда Пушкин приехал в Москву из ссылки и читал «Бориса Годунова» в кругу молодых писателей.
Ореол славы, сопровождающий триумфальное появление Пушкина в Москве после ссылки, привел его и в салон Зинаиды Волконской. «Там стены пели, там мысли, чувства, разговоры, движения --- все было пение», --- с восторгом вспоминал Вяземский.
«В Москве, --- рассказывал он же, --- дом княгини Зинаиды Волконской был изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества.