"Земли родной минувшая судьба" не могла не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Об этом говорят созданные им произведения.
Одно из первых таких произведений — "Песнь о вещем Олеге", написана в 1822 году, в ней дается поэтическая версия автора о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности, над Византией: "Твой щит на вратах Цареграда".
Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы "Евгения Онегина", воспевающие подвиг Москвы:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя.
К нему с повинной головою.
В строках стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" перед нами встают прославившиеся в боях "Перун кагульских берегов" Румянцев, "вождь полунощного флага" Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение "Бородинская годовщина", написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.
Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ Петра 1. Пушкин видел в образе Петра 1 образцового правителя государства. Он пишет в поэме "Полтава":
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Похожие мысли встречаются и в "Медном всаднике", где он говорит о славном правлении Петра, называя его "властелином судьбы", поднявшим "Россию на дыбы" и прорубившим "окно в Европу". Продолжает эту тему неоконченное произведение "Арап Петра Великого". В нём поэт рассказал нам о своем предке, прадеде – Ибрагиме Ганнибале.
В драме "Борис Годунов" обратился Пушкин к иной эпохе, эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытании для Руси. Драма "Борис Годунов" — в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении Пушкин, предвосхищая Достоевск
Оба героя – и царь Борис, и Раскольников – совершили преступление и оправдывали свой поступок – "благими намерениями", забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.
"Капитанская дочка" — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. "Капитанскую дочку" автор написал, работая над "Историей Пугачевского бунта" — документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но "Капитанская дочка" — это художественное произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин", по-своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма.
Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем на шее "вниз по Яику". Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом "чара".
В повести "Капитанская дочка" Пушкин впервые разработал новый эпический жанр — жанр исторической повести, исторического романа. Отдавая дань поэту, наш современник Давид Самойлов так написал об этом удивительном произведении:
Крестьянский бунт,
Начало русской прозы,
Не свифтов смех,
Не вертеровы слезы,
А заячий тулупчик Пугача,
Насильно снятый с барского плеча.
Тема исторического прошлого Родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Все его произведения описывали разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике "Повесть временных лет", заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года. Нельзя не подивиться гениальности Пушкина, ибо и тут он оказался родоначальником. Созданное им произведение – "Капитанская дочка" явилось началом русской исторической прозы.