Имя Г.Х. Андерсена вошло бы в историю датской литературы, даже если бы он создал только романы, пьесы, стихи и путевые заметки (его сравнивали с В. Скоттом и В. Гюго), но мировое признание принесли ему сказки. В России сказки Андерсена, которые Добролюбов называл рассказами, вот уже более столетия наводят на размышления не только детей, но и взрослых. Читая сказки Андерсена, вслушиваясь в живое вдохновенное слово писателя можно окунуться в удивительный, неповторимый мир живой природы. А что может быть важнее для учителя, чем приучать видеть “всё мироздание в целом” (Цицерон), а не изучать мир, разложенный на части в рамках урока. Биология и литература даёт возможность углублять и расширять знания, объединять разнообразные виды мыслительной деятельности ученика. Но главная ценность этих занятий - воспитание не только культуры ума, но и культуры духа. Сказки Андерсена предоставляют такую возможность.
Дикие тюльпаны испокон веков были одним из самых изысканных украшений пустынь, степей и полупустынь. В былые, более благоприятные времена, весной они полностью окутывали склоны степных холмов яркими, праздничными покровами. Среди диких тюльпанов попадаются желтые, белые, розовые, фиолетовые, бордовые, но все же преобладающим цветом является красный. Интересно, что насекомые-опылители не видят красный цвет. Для них важна не окраска цветов, а то количество ультрафиолетовых лучей, которое они отражают. (Шинкаренко, 2002).
Зато красный тюльпан стал источником многочисленных легенд и сказок. Первое упоминание о нем пришло из Персии. Многие поэты воспевали или упоминали в своих творениях этот чудесный цветок. Поэт Шамсиддин Мухаммад Хафиз писал, что с тюльпаном не могут сравниться ни стройный кипарис, ни красавица роза. В его произведениях тюльпан сравнивается с бокалом темно-красного вина или источником страсти. И именно этот цветок использовал Андерсен в сказке “Дюймовочка”: “… женщина пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были еще плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона..” Можно сказать, что именно тюльпан подарил жизнь прекрасной маленькой девочке Дюймовочке, как в природе цветы дарят жизнь насекомым, например, без сладкого нектара невозможна жизнь ни одной бабочки.
В другой сказке “Цветы маленькой Иды” мы попадаем на бал цветов: “Две самые красивые розы садятся на трон – это король с королевой. Красные петушьи гребешки становятся по обеим сторонам и кланяются – это камер-юнкеры. Потом приходят все остальные прекрасные цветы, и начинается бал. Гиацинты и крокусы изображают маленьких морских кадетов и танцуют с барышнями – голубыми фиалками, а … большие желтые лилии – это пожилые дамы, они наблюдают за танцами и вообще за порядком”.
У зеленого пространства трав и цветов свои законы – здесь есть порядок и гармония. Соседство растений никогда не бывает случайным, хотя их расположение и создает ощущение живописной хаотичности. И великий сказочник это знал. Всем известно, что лилии – это первые соперницы розы. Именно перед этими цветами открывались двери царских покоев, храмов и усыпальниц. Они были непременным атрибутом многих обрядов и праздников. Они венчали статуи богов и головы царственных особ. По своей известности лилии не уступают розам, и многие цветоводы считают их равными по красоте и о
Произведения великого сказочника позволяют развивать эстетическое отношение к природе, умение и желание увидеть красоту окружающего мира. Вчитываясь в каждое слово писателя, ребёнок сопереживает, сочувствует героям, и это эмоциональное воздействие обязательно отзовется в будущем неравнодушным отношением к природе. Читая сказку “Соловей”, мы оказываемся в прекрасном сказочном саду японского императора и знакомимся с серой птичкой.
- Вот он! – сказала девочка. – Слушайте! Слушайте! А вот он сам! - и она указала на серенькую птичку среди ветвей.
-Возможно ли!- сказал министр.- Никак не воображал его себе таким! Уж больно простоват на вид!.. Но пение этой живой птахи невозможно заменить искусственно созданной игрушкой. Даже Смерть, которая пришла за императором, заслушалась соловья и повторяла:
- Пой соловушка, пой ещё!
Соловьи поистине самые виртуозные музыканты из всех животных. Голосовой аппарат птиц - духовой инструмент. Звук в нём образовывается за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких, струя которого создаёт колебания перепонок вибратора. Очень долго считалось, что строение голосового аппарата устроено так же как у животных. Но оказалось, что у птиц не одна гортань нижняя, а есть и верхняя, причем она устроена так сложно, что учёные до сих пор не пришли к общему мнению о механизме её работы. Она имеет не один вибратор, а несколько которые работают вне зависимости друг от друга. Голосовой аппарат птиц - это маленький духовой оркестр. Следует отметить, что сложилось ошибочное представление о том, что соловьи поют только ночью и все особи. На самом деле поют только соловьи-самцы ночью и днём в ясную погоду. Их трель продолжается на протяжении всего брачного периода пока самка не высидит птенцов, затем они умолкают, чтобы не привлекать к гнезду хищников. Так же интересно, что соловей своим фантастическим мастерством не обладает с рождения, а воспитывается звуковой средой, в которой растет. Известен случай, когда соловей усвоил мелодию оркестра городского парка. Очеловечивая сказочные образы, Андерсен так чутко и наглядно знакомит нас с образом жизни на птичьем дворе. “Гадкий утёнок” - лебедь в утином гнезде. Заботливая мама-утка - яркий пример материнства: “Какой же это индюшонок?- сказала утка.- Вон как прямо держится!.. нет, мой он, родненький... Да он вовсе не дурён, как посмотришь на него хорошенько”, - рассуждает мама-утка, наблюдая за купанием своего выводка. Программа по уходу за своим телом у гусеобразных имеет характерные особенности. По утрам и в полуденные часы эти птицы устраивают так называемые “игровые ныряния”, вся стая, громко шлепая крыльями, с гоготом “бежит” по воде, поднимая фонтаны брызг. Такое активное купание основательно промывает не только крылья, но и перья и кожу под ними, куда обычно вода не попадает. Сказки Андерсена помогают формировать “экологическую” культуру, знакомит учащихся с уникальным явлением – жизнью, формирует понимание природных предпосылок физического и духовного здоровья человека, ответственное отношение к отдельным растениям и животным, популяциям и видам, природным сообществам, ко всему многообразию видов, к биосфере в целом