ВЛАСТЬ И ПОЭТ

Сравнительный анализ “Стансов” А. Пушкина и “Столетье с лишним — не вчера...” Б. Пастернака

Поэт

всегда вольно или невольно соприкасается с

государственной властью. Из этого, как

показала история, не получается ничего

хорошего для поэта и ничего полезного для

власти.

Однако

надежда на просвещенного правителя никогда

не покидала людей искусства. Поэтому

Александр Пушкин обращается к Николаю

Первому, только что взошедшему на престол,

со своеобразной интерпретацией “Фелицы”,

адресованной в свое время Г. Державиным

Екатерине Второй. Поэт дает советы царю,

напоминает, слегка поучает, немного льстит,

самую малость просит... Уже не веря в

просвещенную монархию, поэт надеется хотя

бы на “незлобную”. Нужно обладать

определенной смелостью и огромным талантом,

чтобы поучать монарха, но все же А. Пушкин

идет на некоторый моральный компромисс,

проводя параллель между “мятежами и

казнями” “начала славных дней Петра” и

кровавым завершением восстания

декабристов, где большинство пострадавших

были близкими поэту людьми. Жестоко? Но, во-первых,

А. Пушкин был истинным сыном своей эпохи (монархической,

ибо вспомним пушкинское же “рабство,

падшее по манию царя”). Во-вторых, поэт,

ставя столь высокую планку Николаю Первому,

желает смягчить участь своих друзей, внушив

монарху, что можно “правдой привлечь

сердца” и “нравы укротить наукой”.

Александр Пушкин именно “утешается

параллелью”, как скажет век спустя Борис

Пастернак о Однако нельзя обвинять поэта в

желании видеть на троне мудрого душой царя:

образованный совестливый самодержец —

идеал русского народа.

Через

“столетье с лишним” Б. Пастернак,

охваченный тем же, что и А. Пушкин, желанием,

вновь возвращается к теме “мятежей и

казней”, но развивает ее уже в совершенно

ином русле. Высокой торжественности

пушкинского слога противопоставляются

ирония и горечь Б. Пастернака. Двадцатый век

полностью рассеял все иллюзии “параллелей”;

даже “надежду славы и добра”, естественную

XIX веку,

поэт называет “ соблазном ”.

>

А.

Пушкин набрасывает лишь возможную

перспективу, желаемое, а Б. Пастернак

показывает воплощение этого “желаемого” в

реальности:

И

тот же тотчас же тупик ,

При

встрече с умственною ленью...

Но

и в стихотворении XX века

нет безысходности и пессимизма: душевный и

умственный труд оставляют человека

человеком во время любых катаклизмов: “Хотеть...

труда со всеми сообща”, “И те же выписки из

книг, / И тех же эр сопоставленье”.

Стоит

обратить внимание на дату пастернаковского

стихотворения — 1931 год. Страна уже в полной

мере познала “мятежи и казни”. В поэте идет

борьба разума с сердцем: холодный рассудок

понимает, что сделан шаг в сторону пропасти,

а сердце наивно верит в лучшее. Надежда у Б.

Пастернака питает его же скептицизм:

Итак,

вперед, не трепеща

И

утешаясь параллелью, Пока ты жив, и не моща,

И

о тебе не пожалели.

Поэт

— человек, и слабый человек, — и он

оправдывается перед обществом. Вернее,

общество вынуждает его оправдываться за то,

что он не такой, как все:

Пока

ты жив, и не моща,

И

о тебе не пожалели.

Да,

чаша страдания не будет пронесена мимо

поэта, ему предстоит испить ее до дна. Он

снова останется один на один с жестоким

железным веком.

Я

один, все тонет в фарисействе.

Жизнь

прожить — не поле перейти.

(Б.

Пастернак, “Гамлет” )

“Эр

сопоставленье” показывает, что величие

эпохи не зависит от пролитой крови и

количества человеческих жертв. Человек, его

душа — индикатор эпохи. А значит, время, в

которое жили и А. Пушкин и Б. Пастернак (гении

души и труда), можно воистину назвать

великим:

Времена

не выбирают —

В

них живут и умирают.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ВЛАСТЬ И ПОЭТ

Слов:419
Символов:4877
Размер:9.53 Кб.