Пушкин
ставил на первое место среди своих заслуг
прославление свободы. Свобода останется
темой его творчества на всю жизнь. Свобода
для Пушкина — это прежде всего личная
свобода и независимость. Это свобода выбора
профессии, занятий, свобода от разного рода
предрассудков. Это и свобода мысли: в
отношении к искусству, к религиозным
убеждениям, к взаимоотношениям с людьми.
Поэт всегда отстаивал свободу творчества.
Он не мог писать в угоду. В “Песни о вещем
Олеге” Пушкин говорит о независимости и
правдивости подлинной поэзии.
Волхвы не
боятся могучих владык, А княжеский дар им не
нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с
волей небесною дружен.
Пушкин
мечтал об освобождении России от гнета
самодержавия и крепостного права, все ужасы
которого он показал в стихотворении “Деревня”:
Здесь
барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило
себе насильственной лозой
И труд, и
собственность, и время земледельца.
Склонясь на
чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь
рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого
владельца.
Здесь
тягостный ярем до гроба все влекут.
Стихотворение
заканчивается призывом к царю уничтожить
рабство и дать русскому народу свободу и
просвещение:
Увижу ль, о
друзья! народ неугнетенный
И Рабство,
падшее по манию царя,
И над
отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли
наконец прекрасная заря?
Поэт верит,
что мечты его сбудутся. Об этом
свидетельствуют строки из стихотворения “К
Чаадаеву”:
Товарищ,
верь: взойдет она,
Звезда
пленительного счастья,
Россия
вспрянет ото сна,
И на
обломках самовластья
Напишут
наши имена!
Поэт
размышляет о путях и средствах достижения
свободы: революционным путем, ценою крови
или каким-либо иным? Революционные взгляды
формировались у поэта под влиянием близких
друзей: Чаадаева, Давыдова, Раевского,
Пестеля. У Пушкина много стихотворений, в
которых он рассказывает о движении
декабристов и их судьбе, а также о своем
участии в этом движении. В стихотворении “В
Сибирь” он выражает надежду на скорое
освобождение своих друзей-декабристов,
говорит им, что не напрасны были их деяния,
что их работа сыграет свою роль в
освобождении народа:
Храните
гордое терпенье,
Не пропадет
ваш скорбный труд
И дум
высокое стремленье.
Оковы
тяжкие падут,
Темницы
рухнут — и свобода
Вас примет
радостно у входа,
И братья
меч вам отдадут.
<
А в
стихотворении “Арион” Пушкин заявляет,
что после разгрома декабристов (“вдруг
лоно волн приял с налету вихорь шумный.
Погиб и кормщик и пловец!”) и спасения
самого поэта он не отрекся от своих
убеждений:
Я гимны
прежние пою...
Он считал,
что власть самодержавия — власть роковая,
осужденная судьбой. Поэт мечтает о
просвещенной монархии. В стихотворении “Стансы”
он предлагает царю целую программу
действий: заботиться о просвещении народа,
покровительствовать науке, уважать и
любить свою страну и постоянно трудиться
для ее блага. Николаю он ставит в пример
Петра:
Но правдой
он привлек сердца,
Но нравы
укротил наукой,
Самодержавною
рукой
Он смело
сеял просвещенье,
Не презирал
страны родной:
Он знал ее
предназначенье.
Пушкин
говорит, что свобода, “вольность” возможны
и в монархическом государстве, если и царь,
и народ строго соблюдают законы. Нарушение
законов народом влечет за собой рабство,
нарушение законов царем — грозит тирану
гибелью.
Владыки!
вам венец и трон
Дает Закон
— а не природа;
Стоите выше
вы народа,
Но вечный
выше вас закон.
И днесь
учитесь, о цари:
Ни
наказанья, ни награды,
Ни кров
темниц, ни алтари
Не верные
для вас ограды.
Склонитесь
первые главой
Под сень
надежную Закона,
И станут
вечной стражей трона
Народов
вольность и покой.
В
стихотворении “Анчар” поэт показывает
дисгармонию человеческого общества, где
один человек имеет неограниченную власть
над другими, на фоне гармонии природы. Поэт
говорит, что тирания гибельна, опасна и для
соседних стран:
А царь тем
ядом напитал
Свои
послушливые стрелы
И с ними
гибель разослал
К соседям в
чуждые пределы.
В
стихотворении “Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...” Пушкин как бы подводит
итог своему творчеству. Он заслужил право
на бессмертие и любовь народа тем, что
поэзия его поднимает в людях все самое
лучшее, что есть в их душе, и тем, что он “восславил
свободу” и не переставал побуждать Николая
I оказать
“милость падшим”, вернуть сосланных
декабристов.
И долго
буду тем любезен я народу,
Что чувства
добрые я лирой пробуждал,
Что в мой
жестокий век восславил я Свободу
И милость к
падшим призывал.