Идеи свободы пронизывают всю лирику Пушкина. Их содержание по-полняется, переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так, например, в ранний период его литературной деятельности, в лицейские годы, идеи свободы пропитаны духом независимо-сти и бунтарства, горячностью. И это не случайно: на Пушкина оказала большое влияние особая атмосфера лицея, где среди лицеистов культивирова-лась независимость суждений и поступков. Немалую роль сыграл и тот факт, что он был нелюбимым ребенком в семье, и ему, видимо, не хватало общения со старшими. Поэт многому научился и многое перенял у своих старших товарищей (например, Чаадаев и Ф. Глинка учили его гражданской твердости, а Н. Тургенев наставлял его в политической экономии). Я думаю, что не без этого влияния была написана молодым поэтом ода "Вольность" (1817). "Вольность" - это гимн свободе (до Пушкина оды писались в честь значительного, торжественного события или важного лица, в них восхвалялись императрицы, государи; Пушкин же восславил свободу). В строках "тираны мира! трепещи-те!" и "восстаньте, падшие рабы!" чувствуется революционная страстность поэта. По-моему, этот призыв скорее походит на взрыв гнева, эмоций, нежели на обдуманный, давно выношенный в сознании призыв к восстанию; более здесь проявляется горячность натуры автора, его неприятие "неволи немощных слез" и "неправедной власти". И все же в оде торжествует нравственное сознание над политическими убеждениями поэта. Думается, Пушкин вообще отрицает какое-либо насилие над личностью:
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.
Автор не восхваляет ни убиенного государя (здесь речь идет об убий-стве Павла I), ни людей, содеявших это зло пусть даже для блага народа.
И в своих последующих стихотворениях поэт вновь и вновь обращается к идеям свободы. Пушкин затрагивает вопросы крепостного права, самодержавие, поэтому имеет смысл говорить о развитии в его творчестве идей, связанных именно с политической свободой. Например, в послании "К Чаадаеву" автор пишет: "Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, / Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!" А в более позднем стихотворении "Деревня" поэт до предела сгущает краски: перед читателем вырисовывается мрачная картина дикого барства, "без чувства, без закона". В изображении крепостного строя появляются острые, меткие эпитеты ("убийственный позор", "насильственная лоза", "тягостный ярем", "бесчувственный злодей"). Для Пушкина крепостное право - это "рабство тощее". В будущем он видит "рабство, падшее по манию царя". Эту строку пронизывает светлый оптимизм. Не теряется он и в послании "В. Л. Давыдову" ("Ужель надежды луч исчез? / Но нет! - мы счастьем насладимся, кровавой чашей причастимся..."). По-моему, пушкинское "кровавой чашей причастимся" может звучать как предсказание кровавых событий на Сенатской площади, тем более если учесть настроение "Кинжала", написанного в этот же период, во время южной ссылки автора. В "Кинжале" воспевается "свободы тайный страж, карающий кинжал". Он для поэта и "адский луч", и "молния богов". Но когда "главой закон поник" (а он для Пушкина - превыше всего: "Но вечный выше вас закон"), то кинжал - это уже не орудие убийства, а "последний судия позора и обиды". В "Кинжале" Брут показан "вольнолюбивым", а Занд именуется "свободы мученик, избранник роковой". Думается, что так изображаются не убийцы, а герои. В "Кинжале" и в послании "В. Л. Давыдову" поэт делает резкий выпад против существующих порядков.
Острое содержание улавливается и в таком небольшом стихотворении, как "Птичка", где автор восклицает: "За что на бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!" Здесь свобода ассоции-руется у Пушкина с образом "птички", а в "Узнике" - с образом "орла молодого". В "Узнике", как и во многих других стихотворениях того периода, присутствует мотив узника, беглеца. И это имеет под собой основу: эти лирические произведения писались во время южной ссылки поэта, которую он воспринимал как добровольное бегство из неволи ("пора, брат, пора! / Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края..."
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая, нет, не виновна ты...
А в стихотворении "К морю" поэт пишет про свои чувства к "свобод-ной жизни", которая является для него символом вольности: "Могучей страстью очарован..." Прощаясь здесь с морем, автор внутренне прощается и с югом, и со своим свободным образом жизни, и с революцией в Греции, и с революционной страстностью "Кинжала".
В дальнейшем свобода для Пушкина все более означает свободу творчества, независимость личности. В Михайловском поэт пишет "Разговор книгопродавца с поэтом", который опубликовывает как предисловие к изданию первой главы "Евгения Онегина". Это стихотворение является декларацией права автора на независимость, на правдивое изображение жизни ("Поэт казнит, поэт венчает"). Например, в стихотворении "Из Пинделюнти" утверждается: "никому отчета не давать..." А в стихотворении "Поэту" Пушкин призывает: "Поэт! Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум..." В пушкинской лирике вырисовывается идея свободы поэзии от славы, от суеты света. В "Поэте и толпе" автор провозглашает:
"Не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья..." В творчестве Пушкина появляется и идея духовной независимости от власти. По словам литературоведа Федотова, краеугольным камнем пушкинской лирики является личная независимость поэта. И свобода - это уже символ независимости личности. Автор испытывает страдание из-за того, что его мир пытаются заключить в какие-либо рамки, диктуют ему условия. В стихотворении "Жив, жив Курилка!", написанном в шутливом тоне, думается, за шуткой пробивается боль автора:
Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. - Да... плюнуть на него.
Но "плюнуть" на пишущую братию было вовсе не легко. В одном из писем к жене Пушкин пишет: "Без политической свободы жить очень можно, без семейственной неприкосновенности невозможно: каторга не в пример лучше". Ведь вся его переписка с Натальей Гончаровой читалась цензурой и становилась достоянием общественности (именно у Толстого нашла свое продолжение пушкинская традиция культивирования святыни семейной жизни). По-моему, намекая в письме на каторгу, Пушкин как бы сопоставляет себя, начинающего борьбу за духовную неприкосновенность, и декабристов, которые боролись за политическую свободу. Обращаясь к декабристам в послании "В Сибирь", поэт поддерживает друзей в трудную минуту (..."и свобода вас примет радостно у входа"). Он не забывает о своих товарищах и вновь обращается к идеям свободы. В "Арионе" автор утверждает: "Я гимны прежние пою..." Пытаясь взглянуть на себя, на свое творчество в "Памятнике", Пушкин подмечает:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Думается, что можно смело утверждать, опираясь на слова автора, что идеи свободы пронизывают всю его лирику.