Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу...А. С. ПушкинУдивляет ли историческая тема в творчестве Пушкина? Нет, нисколько. Было бы удивительно, если бы ее не было. Родившийся в столице, пусть и экс-, учившийся в Царскосельском лицее - средоточии опыта умов, служивший в Петербурге, путешествовавший по России, познававший ее действительность в ссылках, Пушкин накопил в себе завидные энциклопедические знания и большой запас собственных впечатлений. Могла ли при этом не родиться в нем жажда сказать по поводу русской истории свое собственное слово? Воспитанный на "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина, Пушкин и сказал это свое слово, во многом превзошедшее карамзинское.Что обращало взор поэта в прошлое? Что черпал поэт в истории? Героику, силу положительного .примера, стремление осознать себя, свое назначение, свое место в исторической череде поколений. Да, все это его интересовало с малых лет. Идет экзамен, и юный Пушкин поражает собравшихся своими "Воспоминаниями". Он не просто дает блестящую поэтическую картину прошлого, славного прошлого русской нации, русского оружия, но и проницательно замечает одно из прекраснейших качеств нации: она несет "благотворный мир земле". Народ возвращает земле мир. Тогда почему же на ней никогда нет мира? Кто виноват? И юноша поэт утверждает: рабство! Рабство перед наживой, властью, престолом, хозяином. "Презренным" будет оно впоследствии у Лермонтова. Хорошо знал Пушкин мировую историю. Он был убежден, что "свободой Рим возрос, но рабством погублен". Потому его опыт освоения истории сопровождался раздумьями о рабстве, о крепостничестве. Разве не об том думается, когда читаешь "Капитанскую дочку" или "Историю пугачевского бунта" ?1 И все-таки был, на мой взгляд, еще один очень важный фактор увлеченности Пушкина историей: ему многое очень хотелось знать. Его интересовала и собственная родословная, и волхвы, которые "не боятся могучих владык", и победы русского воинства. В одном из последних своих стихотворений, посвященных традиционной "Лицейской годовщине" (1836 г.), поэт так передал истоки своего патриотизма:Вы помните: когда текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас...Отечество. Что это такое? Границы? Просторы? Природа? Земля? Человек? Да. Все это Отечество. Оно должно защитить человека, помочь ему. Но и человек обязан делать многое для своего Отечества. Иначе нельзя. И я думаю, Пушкин не знал человека более достойного, чем Петр Первый. И не только потому, что был связан с ним родословной. Нет. Петр был близок Пушкину своим оптимизмом, разносторонней образованностью, направленной на процветание государства: "на троне вечный был работник". Приблизительно за три недели осенью 1828 года написал поэт свою "Полтаву". В ней два основных героя: Мазепа и Петр Великий. Один - представитель себялюбивого личного начала, другой - носитель государственной идеи. Последняя и побеждает.Прошло сто лет, и что ж осталось От сильных гордых сих мужей? - спрашивает Пушкин в эпилоге поэмы и разрешает вопрос так:Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.Мазепа хочет отомстить Петру за личную обиду, полученную от него во время пира, но глубокий эгоизм, алчность, вероломство делают его совершенно не чувствительным к тем роковым последствиям, какие выбранный им способ мести может иметь для отчизны. "Нет отчизны для него". Петр же, наоборот, воодушевлен любовью к Родине и общему делу, и умеет воодушевить всех окружающих, внушить энтузиазм войскам. Ведь это их голоса прорываются к нам:Ура! Мы ломим; гнутся шведы. О славный час1 О славный вид! Еще напор - и враг бежит.Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы впереди этих строк не поместил другие:Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.Уроки истории, особенно военной истории - это всегда очень горькие уроки, потому что за ними - смерть. И тем не менее Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая "в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра". Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя. Пушкин подчеркивает это и в частностях, например в отношении Петра к пленным, к тем, кого считал своими учителями.Своими историческими творениями поэт будит мысль. Так, при чтении поэмы "Медный всадник" одни читатели утверждают, что в ней осуждается жестокая политика царя, другие - что великому преобразователю России нельзя вменить в вину те личные и частные жертвы, которые требовались благом всего государства и естественно вытекали из деятельности реформатора. Нет сомнений, Пушкину жаль бедного Евгения, но он всецело принимает сторону Петра: новая столица - окно в Европу - дорога в будущую цивилизацию.О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию вздернул на дыбы?По замечанию И. С. Аксакова, в Пушкине "чрезвычайно живо было историческое чувство, чувство своей кровной связи с прошедшим". Поэтому он и разошелся с Чаадаевым, который в своих "философских письмах" отринул всю русскую историю.Полтавская Виктория, взятие Белогорской крепости, предательство Мазепы, бегство Гришки Отрепьева, "деяния" Шуйского, метания Годунова, противоречивость Пугачева - все это лишь песчинки в истории Отечества Российского. Но если это так, то почему мы о них знаем? Почему помним? Ведь канули же в забвение многие события, факты, люди? Думаю, что не последнюю роль в этой памяти сыграло