Два чувства
дивно близки нам —
В них
обретает сердце пищу —
Любовь к
родному пепелищу,
Любовь к
отеческим гробам.
Животворящая
святыня!
Земля была
б без них мертва.
А. С. Пушкин
Александр
Сергеевич Пушкин... Сколь много значит это
имя для каждого из нас. С этим именем,
наверное, у каждого человека связано первое
знакомство с поэзией. Каждый воспринимает
поэта по-своему, всякий раз открывая для
себя что-то новое.
Еще в
раннем детстве, не зная автора сказок, мы
читаем наизусть отрывки из сказки о золотой
рыбке, слушаем с замиранием сердца сказку о
прекрасной царевне-лебеди и умоляем
родителей, чтобы они (уже в который раз!)
прочитали нам сказку о царе Додоне. И уже
тогда, наивно, по-детски понимая стихи
Пушкина, переживая за “хороших” героев и
ненавидя “плохих”, мы вбираем в себя все
лучшее из этих сказок.
Со временем
приходит более глубокое понимание
творчества талантливейшего поэта. И,
наконец, мы доживаем до такого состояния,
когда осознаем, какое же неоценимое
наследие оставил этот гений человечеству.
Пушкин! Мы так привыкли к этому имени, кто
поэзии, к его гению, к тому, что он — “солнце
русской поэзии”, к тому, что он — “русский
человек в его развитии, в каком эн, может
быть, явится через двести лет” (Гоголь), что
он — “начато всех начал” (Горький), что он
— “наше все” (Ал. Григорьев), что он — “самый
замечательный человек в России” (Николай I),
что он “обладает
всемирной отзывчивостью” (Достоевский),
что он — наш современник, ибо идет с каждым
из нас от рождения до смерти. Пушкин — на
все времена, Пушкин — вечен.
Велик поэт,
равно как велико и многогранно его
творчество. Оно охватывает все стороны
жизни России прошлого столетия. Это л историческая
обстановка, и быт эпохи, и нравы, и идеология.
Э России XIX века
рассказывают произведения поэта, но как
близка она нам, потомкам, живущим на стыке
времен, потому ito нам
не чужд пушкинский патриотизм.
Тема Родины
занимает большое место в творчестве А.С.
Пушкина. О чем бы ни писал поэт, этот образ
всегда согревал его душу. Что происходит,
что совершается на родной Руси сегодня, что
ожидает ее завтра — мысли эти неотступно
тревожили его. Горячо любя Россию, поэт не
мог не волноваться о “земли родной
минувшей судьбе”, поэтому очень часто мы
видим обращение Пушкина к теме истории
Отечества. Это подтверждается большим
количеством произведений как в прозе, так и
поэтических, в которых поэт пытается не
просто воспроизвести те или иные события,
но и дать им оценку с позиции автора и
гражданина. И, чтобы не быть голословной,
приведу ряд произведений: “Дубровский”, “Капитанская
дочка”, “Борис Годунов”, “Медный всадник”,
“Полтава”.
Одно из
первых таких произведений — “Песнь о вещем
Олеге”, написанная в 1821 году, в которой
излагается поэтическая версия кончины
великого русского князя, прославившегося
своими удачными военными походами и
победами над сильными врагами, в частности
над Византией: “Твой щит на вратах
Цареграда”. Гордостью за Отечество, за
смелость и доблестное служение России ее
сыновей, великих людей земли русской веет
на нас со страниц “Песни”.
Тема
торжества русского оружия, героизма
русского народа, победителя, освободителя,
ярко и сильно звучит и в произведениях,
посвященных Отечественной войне 1812 года —
славной странице истории нашего могучего и
многострадального Отечества.
Как
величественны строки из “Евгения Онегина”,
воспевающие подвиг Москвы:
Напрасно
ждал Наполеон,
Последним
счастьем упоенный,
Москвы
коленопреклоненной
С ключами
старого Кремля;
Нет, не
пошла Москва моя
К нему с
повинной головою.
В строках
стихотворения “Воспоминания в Царском
Селе” ярко прослеживается тема
исторической личности. Перед нами, как
живые, встают прославившиеся в боях “перункагульских
берегов” Румянцев, “вождь полунощного
флага” Орлов. Этой же теме посвящено
стихотворение “Бородинская годовщина”,
написанное в 1831 году по поводу взятия
предместья Варшавы.
Однако
слава Отечества — это не только военные
победы, но процветание народа, справедливое
политическое устройство. После тяжело
перенесенного всеми передовыми людьми того
вре-мени разгрома декабристского восстани
1825 года Пушкин вновь обращается к истории
Отечества. Поэт создает цикл произведений о
Петре I. Петровская
эпоха, как никакая другая, глубоко и ярко
проанализирована Пушкиным, потому что, на
мой взгляд, личность Петра I
симпатична
автору. Поэт видит в образе Петра I
образцового
правителя государства. В поэме “Полтава”
он пишет:
Была та
смутная пора,
Когда
Россия молодая,
В бореньях
силы напрягая,
Мужала с
гением Петра.
В “Полтаве”
идет прямое противопоставление Петра I
Мазепе и
Карлу XII как
лицам отрицательным, неполноценным,
обреченным на гибель. Петр I
служил
России, ее культурному, экономическомy
и
государственному росту. Петр I
не играет
в войну, как Карл XII, и
не думает о личном возвышении, как Мазепа.
Для него война со Швецией не личный каприз,
не занятное время-провождение, а
историческая необходимость. Россия в
сердце. Россия в мыслях Петра. Повинуясь
этим требованиям, своему государственному
долгу и долгу совести, он выполняет
титаническую работу. Вот почему он, по
меткому выражению Пушкина, “на тронe
вечный был
работник”. В стихотворении “Стансы”
Пушкин так писал о Петре I:
То академик,
то герой,
То
мореплаватель, то плотник,
Он
всеобъемлющей душой
На троне
вечный был работник.
Петр I
показан и
как государственный деятель, который
вздыбил Россию, заставил считаться с нами
заморские державы, и как незаурядная
личность, и как человек, которому не чужды
человеческие слабости. Великим в своей
простоте и открытости человеком показан
Петр I, и
именно сочетание “простоты, добра и правды”,
правды во всем, делают Петра I
грандиозной
великой личностью в истории славного
Отечества, в истории России. Россия, Россия
и еще раз Россия. Она не сходит с уст поэта. А
какая Россия без народа? И поэтому народ в
произведениях Пушкина — главная решающая
сила истории. Народ, его мнение, его быт и
уклад жизни ярко выражены в любом творении
поэта. Но я хочу остановиться на
трагедии “Борис
Годунов”, в которой тема народа и истории
наиболее глубоко выражена.
“Борис
Годунов” — в определенном смысле
новаторское произведение. Разумеется,
когда поэт создавал эту трагедию, перед
взором его стоял не только отцеубийца
Александр I. Замысел
Пушкина был бесконечно шире. Поэт
показывает нам народный мятеж, поэтому
автора волнует прежде всего вопрос о
природе этих волнений. Народ — это основа
государства, и мнение народное сильнее
неправой власти державной. Оно, мнение
народное, рано или поздно карает эту власть.
Народ — творец истории, с его мнением
нельзя не считаться — вот великая мысль
Пушкина. Народное мнение стало страшным
гласом, прозвучавшим смертным приговором
над Годуновым. Сила народа велика.
Величие
государства в величии его народа. И в “Борисе
Годунове” я еще раз нашла яркое тому
подтверждение:
Не знаешь
ли, чем сильны мы,
Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением;
да! мнением народным.
Народ, а не
цари и самозванцы творит суд истории. А
русский народ силен духом, русский народ
могуч. В истории Отечества много тому
подтверждений. Хвала Пушкину, хвала за то,
что он проследил славный путь народа, хвала
создателю произведений, которые приближают
нас к событиям давно минувших лет. Любое
историческое событие не должно предаваться
забвению. Да и сама история не должна быть в
прошлом. Нет, она должна быть с нами, иметь
выход к живому бытию. Произведения Пушкина
видятся мне именно тем вечным мостом между
прошлым и настоящим, вечным, потому что
Пушкин не умрет до тех пор, пока будет жить в
человеке желание постичь истину, которая
невозможна
в разрыве с прошлым, в разрыве с памятью
предков, в разрыве с судьбой Отечества. Не
случайно Пушкин говорил, что память о
прошлом прежде всего “светла”. Эта мысль
проходит через все творчество поэта. Она и
помогла мне понять, что память и знание
прошлого наполняют духовный мир человека,
делают его значительным. Я думаю, человек,
который берет на себя мужество писать о
прошлом, вечен, ибо его жизнь, судьба и
творчество сливаются с историей Отечества.
Да! Пушкин
неповторим. Каждое его слово требует
серьезных раздумий. Может быть, поэтому, “когда
у народа отняли Бога”, Пушкин остался,
остался навеки его пророком.