Несмотря на большое разнообразие поэтических дарований того времени — Рылеева и Дельвига, Федора Глинки и Козлова, Жуковского и Кюхельбекера, Батюшкова и Катенина, можно все же выделить некоторые общие черты, связывающие этих поэтов, наметить отдельные идеи, темы и тематические циклы, характеризующие их лирику в целом как поэтический отклик наиболее значительных поэтов эпохи на общественный подъем тех лет. Это прежде всего углубленное внимание к внутреннему, духовному миру человека, признание за ним права на свободу проявления его личности, чувство красоты и радости жизни, культ земной любви как утверждение этой радости и красоты жизни и культ человеческой дружбы как утверждение духовной близости и родственности друзей-единомышленников, напряженные философские раздумья о смысле жизни, мечта об освобождении народа и вера в его великое будущее, глубокий интерес к народному прошлому, обостренное чувство природы как утверждение неповторимого национального начала русской жизни, интерес к народности в самом широком смысле этого слова и т. д.
Весь этот идейный и художественный комплекс становился вместе со всей реальной русской действительностью той почвой, на которой развивалась лирика Пушкина преддекабристских лет. Творческое развитие Пушкина проходило под непосредственным воздействием вес более и более усложнявшейся общественной обстановки как реальный отклик поэта на новые задачи и вопросы, выдвигавшиеся самой жизнью. Образ самого поэта, отраженный в его лирике, становился выражением самых типичных черт общенационального характера в его развитии и устремленности в будущее.
Это становится особенно заметным, если мы обратимся к общей задаче создания образа положительного героя — свободолюбца, патриота и борца за светлое будущее народа — задаче огромной важности, во весь рост поставленной перед литературой всем движением декабристов. Попытки решения задачи создания положительного образа современника в творчестве наиболее выдающихся поэтов эпохи предпринимались в разных направлениях. Но если в конечном счете вся поэзия декабризма основными своими целями ставила и осуществляла преимущественно агитацию и пропаганду освободител
И днесь учитесь, о цари.
Это безгранично преданный делу свободы поэт, обращающийся к своему другу со словами непоколебимой веры в победу справедливости:
Товарищ, верь: взойдет она
, Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Создававшийся такими стихотворениями образ благородного и неподкупного борца за счастье народа имел огромное политическое и воспитательное значение: ол овладевал умами и возбуждал желание подражать ему.
В июне 1819 года Пушкин перенес тяжелую болезнь. В. Л. Пушкин писал из Москвы П. А. Вяземскому: «Пожалей о нашем поэте Пушкине. Он болен злою горячкою. Брат мой в отчаяньи, и я чрезвычайно огорчен такою печальною вестью. Тургенев пишет вчера, что ему немного лучше, но что опасность еще не миновалась». Едва оправившись от болезни,
В Михайловском Пушкин пробыл до середины августа. Впечатления этого лета от русской деревни, как и более ранние (июль — август 1817 г.), в поэтическом сознании Пушкина преломлялись в двух направлениях. С одной стороны, спокойная деревенская жизнь и природа Михайловских и тригорских окрестностей успокаивающе действовали на Пушкина после шума и суеты петербургской жизни (ср. в автобиографических записках 1824 г.: «Вышел из Лицея я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч.)» (XII, 304).
Такова была одна сторона восприятия деревенской жизни Пушкиным в период между Лицеем и ссылкой. Но уже в 1819 году-В эти идиллические настроения и ришается нечто совсем новое.