Писать стихи Александр Сергеевич Пушкин начал рано, еще будучи лицеистом. Но уже в этих стихах читателей поражает глубина и философское осмысление мира. Юный поэт посвящает свои стихи Батюшкову, пишет в стиле “российского Парни”, отмечая особенности его поэзии, певца радости, любви и неги. Позже Пушкин попадает под очарование Жуковского, в его поэзии появляются унылые ноты, он “жалуется на жизнь”, появляется целый ряд подобных стихотворений: “Элегия”, “Слезы”, “Певец”, “Желание”. Но в поэзии Пушкина нет мистицизма Жуковского.
Вы помните: текла за ратью рать.
Со старшими мы братьями прощались.
И в сень наук с досадой возвращались.
Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас...
Эти два поэта — Батюшков и Жуковский — помогли сформировать Пушкину два различных типа отношений к действительности: утверждение жизни и неудовлетворенность ею. Эти два взгляда на действительность отразятся в его творчестве: от “легкой поэзии” к вольнолюбивой лирике двадцатых годов XIX века и “Руслану и Людмиле”, от элегий к “Кавказскому пленнику”. Сплавятся эти два начала в нечто единое в “полусмешных, полупечальных” главах “Евгения Онегина”. На основе этого синтеза выработается тот новый, необыкновенный по своей художественности и напевности “пушкинский” стих, который начал формироваться и складываться еще в лицейский период. Выйдя из Лицея, Пушкин активно включается в литературную и общественную жизнь столицы.
В этот период сгущается политическая реакция, а в передовых кругах дворян усиливается оппозиционный настрой, растет протест против крепостного права, самодержавного произвола, аракчеевского режима. Вакхические песни поэта — это своеобразный протест ханжеству, лицемерию, царящим в высших кругах дворянства. Но все чаще в стихах Пушкина звучит и слово “свобода”, оно многозначно. Это не только личная свобода от всяких условностей и предрассудков, но и право на свободный образ мыслей — вольнолюбие:
С тобою пить мы будем снова,
Открытым сердцем говоря.
Насчет глупца, вельможи злого,
Насчет холопа записного,
Насчет небесного царя,
А иногда насчет земного.
Свобода здесь как бы на стыке двух тематических рядов: частного и общественного. Неоднократно в “Евгении Онегине” Пушкин описывает атм
..В отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем!
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
В условиях общественно-политического подъема Пушкин требует от поэзии большой общественной значимости, передовой идейности, гражданского звучания, и такими стихотворениями становятся: “Вольность” (1817 г.), “Деревня” (1819г.).
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья...
И резкий переход ко второй части:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает...
При виде “барства дикого”, “рабства тощего...” поэт не может молчать, делать вид, что ничего не видит. Он призывает к восстанию против тиранов:
Восстаньте, падшие рабы.
Эти стихи не могли остаться незамеченными. Они явились началом “декабристской лирики”, и за них поэт первым из вольнолюбивых друзей подвергается гонениям. Вначале Александр I планировал сослать поэта в Сибирь во след Радищеву, но за Пушкина хлопочут друзья, влиятельные в России люди: Чаадаев, Жуковский, Карамзин,— и поэта отправляют в Бессарабию. Но и в ссылке поэт не смиряется. Он работает над поэмой “Руслан и Людмила”, проникнутой духом протеста против мракобесия и мистицизма.
Именно эта поэма послужила поводом к надписи на портрете Жуковского: “Победителю ученику от побежденного учителя”.
В этой поэме Пушкин впервые соединил героическое и обыденное, возвышенное и шутливое, даже пародийное. Кроме этого в поэме присутствует глубоко лирическое начало — личность автора-рассказчика. Это как дружеское послание, развернутое в большое повествовательное полотно.
Пушкин — “начало наших начал”, говорил Максим Горький. Многогранный его талант смог отразиться во многих жанрах, стилях, поэзии и прозе.
Отмечая двухсотлетие со дня рождения поэта, мы не устаем удивляться и восхищаться мощи его таланта, красоте и музыкальности его стиха.