Из первых лицейских стихотворных опытов Пушкина до 1813 года до нас ничего не дошло. Но о них вспоминают товарищи Пушкина по Лицею. «Как теперь вижу,— пишет в своих записках И. И. Пущин,— то послеобеденный класс Кошанского, когда кончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите, мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четырехстишия, которые всех нас восхитили. Жаль, что не могу припомнить этого первого поэтического его лепета. Кошанский взял рукопись к себе. Это было, чуть ли не в 1811 году, и никак не позже первых месяцев 12-го». В. П. Гаевский со слов других товарищей Пушкина передает, что еще до «Розы» поэт написал, состязаясь с Илличевским, рыцарскую балладу в подражание балладам Жуковского, но и этот опыт не сохранился .
Самые ранние, дошедшие до нас лицейские стихотворения Пушкина приурочиваются к 1813 году. Лицейская лирика Пушкина характеризуется исключительным жанровым многообразием. Создается впечатление сознательных опытов молодого поэта по освоению почти всех уже представленных в поэзии того времени жанров. Это имело исключительно большое значение в поисках собственного пути в лирике, собственного лирического стиля. Вместе с тем это жанровое многообразие определяет и особенности того этапа русского поэтического развития, который отличался коренной ломкой прежних жанровых традиций и поисками новых. Лицейская лирика Пушкина первых лет отличается преобладанием коротких размеров стиха (трехстопные ямб и хорей, двухстопные ямб и дактиль, трехстопный амфибрахий). Этот же самый ранний период пушкинской лирики характеризуется и значительной длиной стихотворений, что объясняется, конечно, поэтической незрелостью молодого автора. По мере развития гения Пушкина его стихотворения становятся значительно короче.
Все это вместе взятое свидетельствует, с одной стороны, о периоде сознательного ученичества Пушкина по освоению большинства уже разработанных и русской, и западноевропейской поэтической традицией лирических форм, а с другой — о неорганичности для Пушкина почти всех извне пришедших к нему поэтических шаблонов, от которых он впоследствии и довольно скоро начинает освобождаться.
В этот, начальный, период поэтического развития Пушкина, когда все существо его было полно ликующим чувством молодости и прелести жизни со вс
Молодому поэту было приятно изображать себя стихотворцем, которому стихи даются без всякого труда:
* Возможно ли в свое творенье,
* Уняв веселых мыслей шум,
* Тогда вперять холодный ум,
* Отделкой портить небылицы,
* Плоды бродящие резвых дум,
* И сокращать свои страницы?
С этой, идущей от галантной поэзии XVIII века, традицией начинает соседствовать другая, также идущая от XVIII века,— державинская, пока еще воспринятая в ее специфически школьном освещении и довольно скоро заглохшая, с тем чтобы возродиться в новых условиях и на иной основе уже в годы творческой зрелости. В первую очередь это,- конечно, «Воспоминания в Царском Селе» (1814), с их идущим от военных од Державина пафосом воспевания славы русского оружия и блестящим воспроизведением чисто державинской поэтики.
Резкое изменение международного и внутреннего положения России после окончания Отечественной войны повлекло за собой не менее резкое изменение отношения передового русского общества к царю, что и не замедлило сказаться на последующей лирике Пушкина. Менялось отношение и к Наполеону. После его низложения европейские монархи во главе с Александр ром I организовали «Священный союз» для борьбы против начинавшихся в разных странах революционных и национально-освободительных движений. В это время, особенно после смерти Наполеона (1821), его имя мало-помалу начинало приобретать в прогрессивных кругах западноевропейского и русского обществ иной смысл и уже противопоставлялось «Священному союзу». -Забывалось при этом, что Наполеон сам в свое время уничтожил республику и объявил себя императором. Новое осмысление личности и деятельности Наполеона нашло свое отражение в целом ряде произведений как западноевропейской, так и русской лирики: в пушкинской оде на смерть Наполеона (1821), в «Ночном смотре» Жуковского ()836), в «Воздушном корабле» Лермонтова (1840) и др. Но сейчас, для пятнадцатилетиего мальчика Пушкина Наполеон — тиран, а Александр I — герой, который
* . . .с улыбкой примиренья
* Грядет с оливою златой.