Представления А.С.Пушкина о самых значительных жизненных ценностях отразились в стихах о свободе, любви и дружбе, о творчестве. Эти лирические темы представляют разные стороны цельной, гармоничной личности. Они взаимодействуют, составляя единый круг размышлений поэта о том, что ему особенно дорого. Из всего многообразия тем выделяется тема Поэта. Никто из современников Пушкина не писал так много о Поэте, о его деле, о его отношениях с миром. В пушкинской лирике на эту тему выделяются своеобразные поэтические манифесты: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824г), «Поэт» (1827г), «Поэт и толпа» (1828г), «Поэту» (1830г), «Эхо» (1831г). Каждое из стихотворений раскрывает какую-то новую грань темы и развивает идеи и образы предшествующих.
В «Разговоре книгопродавца с поэтом» создан образ поэта-романтика. Он противопоставлен «толпе», потому что создает свои произведения для себя, не за плату:
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувства воздаянья!
Слава, известность для романтического поэта – суета. Поэзия выше всего земного. Вдохновенье не продается, оно – выражение свободы. Книгопродавец не соглашается с такой позицией, видит в ней противоречие: романтик пишет для себя, но печатает свои произведения для света, значит, зависит от него. И к тому же:
Наш век – торгаш. В сей век железный
Без денег и свободы нет.
Романтическая свобода и романтическое бескорыстие всего лишь иллюзия, гордая поза, далекая от реальной жизни. Книгопродавец не покушается на внутреннюю свободу поэта. Он находит выход, который может устроить и его, и поэта:
Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
В стихотворении «Поэт» Пушкин показывает художника слова сложным существом, отмеченным Богом, но в то же время обычным, земным человеком. Когда Бог посылает ему вдохновение, поэт преображается, просыпается его душа:
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения «19 октября» (1825г):
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…
Поэт бежит от суеты, чтобы стали «живее творческие сны». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Позднее, в стихотворении «Эхо» Пушкин создал емкую метафору: поэт – эхо мира. Он слышит и отражает все его звуки, но самого поэта не может повторить никто.
Источник вдохновения для героя – осенняя красота природы. Именно осенью он ощущает подъем. В это время года природа поражает царственностью, величавостью. Поэт видит момент высшего торжества природных сил: бу
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем…
Поэт создаст свое произведение, и оно «уйдет» к людям. Жизнь поэта, таким образом, - постоянный уход от мира и возвращение к нему. Поэт связан с землей, но он же, как сказано в стихотворении «Поэт и толпа», – «сын небес». Это соотношение между человеком и поэтом для романтиков неприемлемо. У Пушкина же, преодолевшего односторонность романтической концепции, возможна совместимость житейского и творческого начал в одном лице. В стихотворении «Поэт» он отказывается от романтической идеализации поэта. И все-таки творчество истинного художника остается жить в веках. Он готов отказаться от всех земных благ и принести себя в жертву Аполлону – богу искусства. И эту жертву Пушкин называет «священной». Эпитет поясняет мысль: дар творчества – святой, дар богов, изменять ему недопустимо.
Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. В стихотворении «Поэт и толпа» дан суровый отпор «толпе», «черни», пытающейся навязать художнику свои взгляды на искусство. Пушкин создает обобщенный портрет публики, которая пытается судить о том, чего она не может или не хочет понять. «Толпа» требует, чтобы поэт исправлял ее пороки, приносил пользу:
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй…
Пушкин же считает, что поэту нельзя делать заказ, указывать ему на темы для творчества. В стихотворении он создает емкую формулу, раскрывающую абсолютную ценность поэзии:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
В сонете «Поэту» Пушкин продолжает развивать эту мысль:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Никто не должен вторгаться в мир поэта. Его путь - к нравственному совершенствованию. Ему важна не оценка «толпы», а «высший суд», суд собственный, самый строгий.
Образ поэта в лирике Пушкина – образ человека, способного на «подвиг благородный» во имя искусства. Он лишен мелкого тщеславия, не требует наград, «венца». Верность высоким идеалам искусства – шаг к бессмертию поэта. В своем поэтическом завещании, в стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836г), Пушкин подводит итог размышлениям о судьбе художника, о назначении поэзии:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.