Сочинения по литературеПушкин А.С.Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою.

А.С. Пушкин

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы,

волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о

назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал

роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была

искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным

условием нормальной творческой деятельности он считал свободу

творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос

о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как

поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских

стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой

поэзии и поэта в современном, ему обществе.

В первом напечатанном стихотворении. \\"К другу стихотворцу\\" мы

находим .такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели

богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом

набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки - Вот пышны их

дворцы, великолепны залы... Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава -

сон.

И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном

ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного

творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба

поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не

ожидали. \\"Мой жребий пал; я лиру избираю\\", - пишет Пушкин. Уже в

этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по

отношению \\"к сильным мира сего\\", не способным ни ценить, ни тем

более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет

стихотворение \\"К Лицинию\\". Вспоминая римского сатирика Ювенала,

Пушкин так определяет задачи поэта: \\"Свой дух воспламеню жестоким

Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков

потомству обнажу\\". Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта -

борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII

века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель

в честь вельмож и царей, он - \\"эхо русского народа\\". Об этом он и

говорит в стихотворении \\"К Плюсковой\\": \\"Я не рожден царей забавить

стыдливой лирою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу

гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа\\".

\\"Свободная гордость\\", \\"скромная, благородная лира\\", стремление

служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей,

сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во

взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.

Во многих стихо

творениях Пушкина мы видим противопоставление

поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это

общество презрительно и гневно: \\"толпа\\", \\"чернь\\". Пушкин защищает

мысль о свободе поэта от \\"черни\\", т.е. от невежественных гонителей

поэта, от светского общества, от \\"гордых невежд\\" и \\"знатных глупцов\\".

В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и

поэзии: \\"Пророк\\", \\"Поэту\\", \\"Поэт\\", \\"Эхо\\", в которых автор развивает

свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он

идет своими путями, определенными его высоким призванием:

творчество поэта - \\"благородный подвиг\\", поэт независим от служения

светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о

трагической участи поэта в жизни. Когда -то эту же тему развивал

придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее,

поэтов раньше держали при \\"дворе\\" в качестве лакеев и шутов. Пушкин

избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по

богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не

отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской

поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему

литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти \\"своим путем\\".

Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от

классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем

Державиным, который считал, что поэзия должна \\"парить\\" над миром,

Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода,

дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел,

его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена

Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и

высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в

литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение

писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или

говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно

начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет

стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия

нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет

спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: \\"Поэзия -

та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды, изводишь единого

слова ради тысячи тонн словесной руды\\". Поэт-декабрист Рылеев писал

Пушкину: \\"На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят,

тебе подражают. Будь поэт и гражданин\\". Пушкин выполнил это

завещание

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Слов:734
Символов:5965
Размер:11.65 Кб.