Но
может быть, такого рода
Картины
вас не привлекут:
Все
это низкая природа;
Изящного
не много тут”.
“Евгений
Онегин” (5-я гл.)
Описание
природы встречается почти в каждом
стихотворении А. С. Пушкина. Но было бы
ошибочно видеть в нем только лишь приятную
глазу и душе картинку. На самом деле оно
многофункционально. Например, в “Евгении
Онегине” через описание времен года
показывается течение времени. Вместо фраз
“прошел год”, “через два месяца” и т. п.
Пушкин дает картину природы,
соответствующую этому временному отрезку.
Одновременно с этим описание природы
соответствует и внутреннему состоянию
автора. В “Бесах” Ф. М. Достоевского
сомнения и страхи автора переходят на
природу, и получается из простой метели
какое-то жуткое хаотическое кружение,
затягивающее внутрь себя все сущее, все
живое.
То
же самое природное явление (метель, буран)
может выполнять совсем другие функции:
являться по сюжету началом драмы. Так
происходит в повести “Метель”, где сюжетом
движет не цепь поступков человека, а
явление природы. Не случись метели,
Владимир бы спокойно доехал и обвенчался с
Машей. Так же и Маша из-за метели
обвенчалась с каким-то неизвестным
шутником-путником, опять же из-за метели
сбившимся с дороги и впоследствии
оказавшимся ее возлюбленным Бурминым.
В
“Медном всаднике” природа — это
своевольная стихия, не смирившаяся и до
конца не покорившаяся человеку. Здесь (как и
в “Метели”) явление природы (наводнение) —
завязка сюжета. Вернее, не сама природа, а ее
конфликт с властью и человеком,
попытавшимся ее покорить. Получается, что
природа является как бы дополнительным по
счету действующим лицом в этой поэме. В
стихотворении “К морю” водная стихия (море)
также является действующим лицом —
собеседником поэта, к которому поэт
обращается. Здесь сравниваются свободная
стихия и внешняя несвобода поэта, а
соответственно и всего мира, так как “судьба
людей повсюду та же”. И даже если бы он был
свободен, ему некуда уйти. У поэта остается
только его внутренняя личная свобода.
Наблюдается
некая закономерность: в роли героя может
выступать только свободная и
свободолюбивая стихия, не покорившаяся
человеку: метель (в “Бесах”, “Метели”) и
вода (в “Медном всаднике”, “К морю”). Мне
кажется, в этом вы ражается особая любовь
поэта к ним, особенно к воде. Возможно, это
связано с тем, что А. С. Пушкин, будучи
свободолюбивым человеком, всю жизнь был
вынужден подчиняться. И он понял со
временем, что человек может быть полностью
свободен только внутренне, в отличие от
любимых им природных стихий.
Помимо
того, что описание природы выполняет разные
функции, оно также изменяется во времени. В
каждом периоде творчества поэта описание
природы различно. Это очень хорошо видно на
примере двух стихотворений, написанных в
разное время (1819, 1835), но воспроизводящих
одно и то же место. Я имею в виду “Деревню”
и “...Вновь я посетил...”. В “Деревне” А. С.
Пушкин соединил два нача-__ ла: лирическое и
гражданское. В первой части этого
стихотворения он сталкивает развратный
двор, от которого бежал, и мирную, вольную
природу. Это весьма романтическое описание
природы интересно сравнить с описанием той
же природы, но уже в более позднем
философском стихотворении “...Вновь я
посетил...”. Присутствует уже совсем
другое
настроение — тоска. Если в “Деревне” А. С.
Пушкин испытывает радость от свидания с
природой, с родным уголком, то здесь вновь
увиденное Михайловское таких бурных чувств
не вызывает. В “Деревне”: “Парус рыбаря
белеет иногда”, “Вдали рассыпанные хаты”,
“Овины дымные и мельницы крылаты”. В
стихотворении “...Вновь я посетил...”:
Плывет
рыбак и тянет за собой
Убогий
невод по брегам отлогим.
Рассеяны
деревни — там за ними
Скривилась
мельница, насилу крылья
Ворочая
при ветре...
На
примере этих стихотворений видно: поздний
Пушкин склоне
описанию природы, к использованию обычной,
неромантической лексики.
Порой
лексика, совершенно разная по стилю, при
описании природы встречается и в пределах
одного стихотворения, В “Зимнем утре”
романтическая, “условная” лексика, идущая
от В. Жуковского (“Аврора”, “негой взоры”),
сменяется простонародной (“вечор”) и
общеупотребительной лексикой. Этот переход,
правда, органичен, столкновение стилей
отсутствует. Для А. С. Пушкина также
характерно присутствие некоего движения
внутри стихотворения. Описываемая им
картина никогда не бывает статичной. Поэт с
легкостью переходит от одного времени года
к другому (“Осень”), от сегодняшнего дня ко
дню вчерашнему, от описания природы к
описанию комнаты (“Зимнее утро”).
Самое
значительное стихотворение А. С. Пушкина,
посвященное природе и взаимоотношению
поэта и природы, — это “Осень”.
Стихотворение, посвященное самому любимому
А. С. Пушкиным времени года, разбито на
фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени.
Второй, третий и четвертый — остальным
временам года: весне, зиме и лету. Описание
лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает
всего по две строчки, но в то же время у
читателя создается достаточно широкая и
объемная картина природы. Это достигается
благодаря употреблению небольшого
количества существительных, имеющих
широкое значение и являющихся общими
понятиями, неизбыточности уточняющих слов
и оборотов (прилагательных, причастных и
деепричастных). А если уточнения и
используются, то они точно передают
настроение и отношение поэта к
описываемому.
Вот
описание лета: Ох,
лето красное!
Любил
бы я тебя, — личное отношение, не описание,
—
Когда
б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Получается,
что всего четырьмя (!) существительными (“зной”,
“пыль”, “комары”, “мухи”) А. С. Пушкин
создает не только картину лета, но и
передает свое отвращение к нему. Эпитет “красное”
здесь имеет, по-моему, иронический смысл.
Примечательно, что оба описания (лета и
осени) Пушкин сводит к воспоминаниям о зиме
— втором (после осени) любимом времени года.
Зиму же Пушкин описывает по-другому, то есть
манера описания такая же: “широкими
мазками создать картину”, но настроение
иное. Один Мазок — снега, другой — свет луны.
И все, пейзаж готов.
Несмотря
на явное предпочтение зимы лету и весне,
осень — еще более любимое время года, и ей
посвящается все остальное стихотворение.
Эта пора года — кульминация Красоты.
Исключительность осени состоит в том, что
она воплощает одновременно два мотива:
красоты и смерти (осень — пора увяданья,
умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее
с чахоточной девой, чей багровый румянец
(цвет
осеннего леса) на щеках является признаком
смертельной болезни и в то же время
напоминает щеки красивой, полной жизни
девушки. В строчке “Унылая пора! очей
очарованье!” наиболее ясно слышится
сочетание, присутствие в осени мотивов
смерти и красоты. Причем ощущение красоты
усиливается и наиболее остро
воспринимается именно от сознания ее
недолговечности. А. С. Пушкин — совершенно
земной и жизнедеятельный поэт, поэтому от
описания красоты и природного великолепия
он тут же переходит к бытовым деталям и
прозаизмам:
Чредой
слетает сон, чредой находит голод...
Я
снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте
мне простить ненужный прозаизм).
Процесс
творчества, вдохновение, вызванное
потрясающей красотой осени, оказываются
связанными с прозаическими деталями. А. С.
Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта
даже при описании своего любимого времени
года, от этого красота осени, подчеркнутая
близким ее концом, становится чем-то еще
более реальным и действенным.
Остается
лишь добавить, что осень была самым
благотворным периодом в творчестве А. С.
Пушкина, ведь именно осенью были написаны
многие из лучших пушкинских произведений,
таких, как “Медный всадник”, маленькие
трагедии и многие другие.