Сочинения по литературеПушкин А.С.Пушкин и Ахматова

Пушкин и Ахматова

Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее

кумирах, о предметах ее восхищения.

И одним из неоскудневающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она

пронесла эту любовь через всю свою жизнь, не побоявшись даже темных дебрей литературоведения, куда входила

не однажды, чтобы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов. А. Ахматовой принадлежат

статьи: "Последняя сказка Пушкина (о "Золотом петушке")", "Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина",

"О "Каменном госте" Пушкина", а также работы: "Гибель Пушкина", "Пушкин и Невское взморье", "Пушкин в 1828

году" и др.

В "Вечере" Пушкину посвящено стихотворение из двух строф, очень четких по рисунку и трепетно-нежных по

интонации.

Любовь к Пушкину усугублялась еще и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова — царскоселка, ее

отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно

ощущает неисчезающий пушкинский дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской

Поэзии. Те же Лицей и небо и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк, мерцают пруды и, по-

видимому, так же (или - иначе?) является Муза бесчисленным паломничающим поэтам...

Для Ахматовой Муза всегда — "смуглая". Словно она возникла перед ней в "садах Лицея" сразу в отроческом

облике Пушкина, курчавого лицеиста — подростка, не однажды мелькавшего в "священном сумраке"

Екатерининского парка, — он был тогда ее ровесник, ее божественный товарищ, и она чуть ли не искала с ним встреч.

Во всяком случае ее стихи, посвященные Царскому Селу и Пушкину, проникнуты той особенной краской чувства,

которую лучше всего назвать влюбленностью, — не той, однако, несколько отвлеченной, хотя и экзальтированной

влюбленностью, что в почтительном отдалении сопровождает посмертную славу знаменитостей, а очень живой,

непосредственной, в которой бывают и страх, и досада, и обида, и даже ревность... Да, даже ревность! Например, к

той красавице с кувшином, которою он любовался, воспел и навек прославил... и которая теперь так весело грусти

т,

эта нарядно обнаженная притворщица, эта счастливица, поселившаяся в бессмертном пушкинском стихе!

Урну с водой уронив,

об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит,

праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода,

изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной

струей, вечно печальна сидит.

Ахматова с женской пристрастностью вглядывается и в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и в

пушкинский стих. Ее собственное стихотворение, озаглавленное (не без тайного укола!), как и у Пушкина,

"Царскосельская статуя", дышит чувством уязвленности и досады:

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной...

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

Надо сказать, что небольшое ахматовское стихотворение безусловно одно из лучших в уже необозримой

сейчас поэтической пушкиниане, насчитывающей, по-видимому, многие сотни взволнованных обращений к великому

гению русской литературы. Но Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, — как

влюбленная женщина, вдруг ощутившая мгновенный укол нежданной ревности. В сущности, она не без мстительности

доказывает Пушкину своим стихотворением, что он ошибся, увидев в этой ослепительной стройной красавице с

обнаженными плечами некую вечно печальную деву.

Вечная грусть ее давно прошла, и вот уже около столетия она втайне радуется и веселится своей поистине

редкостной, избраннической, завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и

именем...

Как бы то ни было, но любовь к Пушкину, а вместе с ним и к другим многообразным и с годами все

расширявшимся культурным традициям в большой степени определяла для Ахматовой реалистический путь

развития. В этом отношении она была и осталась традиционалисткой.

В обстановке бурного развития различных послесимволистских течений и групп, отмеченных теми или иными

явлениями буржуазного модернизма, поэзия Ахматовой 10-х годов могла бы даже выглядеть архаичной, если бы ее

любовная лирика, казалось бы, такая интимная и узкая, предназначенная Ей и Ему, не приобрела в лучших своих

образцах того общезначимого звучания, какое свойственно только истинному искусству.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Пушкин и Ахматова

Слов:699
Символов:4951
Размер:9.67 Кб.