АСП очень тонко чувствовал природу, поэтому пейзажная лирика занимает особое место в творчестве поэта. В ранней молодости П испытал большое влияние поэтов-роман-тиков, в частности Байрона и Мицкевича. Романтический пей-заж имеет свои особенности: благодаря ему создается не-обычный, часто фантастический мир, который противо-поставляется реальной действи-тельности. Он отражает одну из центральных тем романтизма: разлад между мечтой и самой жизнью. В стихотворении "Погасло дневное светило…" (1820 г) поэт говорит о "волшебных краях", куда он стремится с "волнением и тоскою" от "брегов печальных туманной родины" своей. Такие эпитеты, как "берег отдаленный", "пределы дальние", "обманчи-вые моря", подчеркивают мысль о несбыточности "знакомой мечты". И ей действительно не суждено было сбыться. Между надеждой увидеть "полуденные земли": Италию, Грецию, Испанию - и поэтом лежал "угрюмый океан", который ему не разрешено было пересечь. Но воображение поэта не знает границ, оно пронзает простран-ство и время, и среди его произведений появляются пейзажи, которых он никогда не видел, но которые поражают своей гармоничностью и красотой: Кто знает край, где небо блещет Неизъяснимой синевой, Где море теплою волной Вокруг развалин тихо плещет; Где вечный лавр и кипарис На воле гордо разрослись… Так изобразил поэт солнечный берег Италии: синева южного неба, тихий говор морских волн, "рай полуденной природы". Во время южной ссылки П был поражен красотой южной природы. В стихотворении "К Овидию" (1821 г) он сопо-ставляет свою судьбу с судьбой сосланного в те же места, к берегам Черного моря, Овидия, римского поэта, который тоско-вал по своей солнечной родине. Он видел вокруг себя только "пустыню мрачную", "туман-ный свод небес, обычные снега и краткой теплотой согретые луга". П-ну же, привыкшему к "снегам угрюмой полуночи", открылась совершенно иная картина: "роскошью природы ож