Сочинения по литературеПушкин А.С.по сказкам А. С. Пушкина

по сказкам А. С. Пушкина

Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. «Сказка о попе и о работнике его Балде» – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые поручения, например собрать оброк с чертей. «Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 году в журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. «Поп» был превращен в «купца Кузьму Остолопа». Начиналась она так:

* Жил-был купец Кузьма Остолоп,

* По прозванью Осиновый Лоб.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства:

В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:

«Что ты, баба, белены объелась?»

* Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В черновых вариантах сказки можно проследить, как Пушкин ищет наиболее емкое слово, чтобы дать определение характера и поведения старухи дворянки: «Осердилась глупая старуха», «Осердилась (сварливая) нахальная»… «Осердилась злая старуха…»

* «Я тебе госпожа, я дворянка,

* А ты мой оброч-ный крестьянин…»

* «Я дворянка, а ты мой крестьянин…»

В окончательном варианте сказки подчеркнуто тупое самодурство старухи, которая действует в соответствующей бытовой и социальной обстановке:

* Осердилася пуще старуха,

* По щеке ударила мужа:

* «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

* Со мною, дворянкой столбовою?»

* Подбежали бояре и дворяне,

* Старика взашей затолкали,

* А в дверях-то стража подбежала,

* Топорами чуть не изрубила;

* А народ-то над ним насмеялся:

* «Цоделом тебе, старый невежа!

* Впредь тебе, невежа, наука:

* Не садися не в свои сани!»

Глядь: опять перед ним землянка;;

* На пороге сидит его старуха,

* А пред нею разбитое корыто.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 году. Напечатана впервые в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В ней

особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. В «Сказке о мертвой царевне» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.

Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству. Он использует постоянные эпитеты, народные суффиксы:

* Смотрит в поле, инда очи

* Разболелись глядючи

* С белой зори до ночи;

* Не видать милого друга.

* Только видит: вьется вьюга,

* Снег валится на поля,

* Вся белешенька земля.

В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.

* Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:

* Елисей, не унывая,

* К ветру кинулся, взывая:# «Ветер, ветер! Ты могуч,

# Ты гоняешь стаи туч,

# Ты волнуешь сине море.

# Всюду веешь на просторе,

# Не боишься никого,

# Кроме бога одного.

# Аль откажешь мне в ответе?

# Не видал ли где на свете

# Ты царевны молодой?

# Я жених ее».

Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.

«Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:

* Долго царь был неутешен.

* Но как быть? и он был грешен;

* Год прошел как сон пустой,

* Царь женился на другой.

Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: по сказкам А. С. Пушкина

Слов:847
Символов:5747
Размер:11.22 Кб.