Сочинения по литературеПушкин А.С.ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА

Пушкин и

Лермонтов. Их имена рядом на небосклоне

русской поэзии. В своем творчестве каждый

из них достиг вершин мастерства, поэтому

так интересны и важны для нас их мысли о

поэте и поэзии, о месте писателя в обществе.

Мысли эти выстраданы, подчеркнуто

независимы от мнений “светской черни” (стихотворения

А.С. Пушкина “Разговор книгопродавца с

поэтом” (1824), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту”

(1830) и другие).

Кто же

такой поэт в представлении Пушкина и

Лермонтова? Поэт — избранник неба (Лермонтов

о себе: “Нет, я не Байрон, я другой. Еще

неведомый избранник...”), наперсник богов (вспомним

стихотворение Пушкина “Дельвигу” (1817): “наперснику

богов не страшны бури злые...”), обладающий

рядом качеств, которые отличают его от

обычных людей. Поэт наделен

всечеловеческой, вселенской отзывчивостью.

“Чувство правды”, способность видеть мир

таким, каков он есть, — неотъемлемое

свойство всякого истинного поэта.

Есть

чувство правды в сердце человека,

Святое

вечности зерно:

Пространство

без границ, теченье века

Объемлет в

краткий миг оно, —

писал М.Ю.

Лермонтов в стихотворении “Мой дом” в 1830

году. Высшая художественная правда

достигается ценой больших лишений, ценой

жертвенного служения добру. Пушкин вообще

считал, что:

Пока не

требует поэта

К священной

жертве Аполлон,

В заботах

суетного света

Он

малодушно погружен...

(“Поэт”,

1827)

Поэтическое

служение — всегда жертва, связанная с

отречением от многих “мирских благ”. В

послании “К другу стихотворцу” (1814)

Пушкиным сказаны горькие слова о судьбе

русских поэтов:

Лачужка под

землей, высоки чердаки —

Вот пышны

их дворцы, великолепны залы.

Поэтов —

хвалят все, питают — лишь журналы;

Катится

мимо их фортуны колесо...

К идее

жертвенности поэтического служения

подводили Пушкина и Лермонтова раздумья об

их собственных судьбах, сама историческая

действительность. Перед глазами Пушкина

был пример поэтов-декабристов, в ушах

Лермонтова еще словно бы звучал преступный

выстрел Дантеса. Показательно, что “глагол

смерти” дважды

используется уже в самом начале

стихотворения “Смерть поэта” (1837):

Погиб поэт!

— невольник чести —

Пал,

оклеветанный молвой...

Мотив

жертвенности чувствуется и в стихотворении

Пушкина “Пророк” (1826), и в одноименном

произведении Лермонтова. Пушкинский пророк

дан в развитии, в динамике, в движении.

Кульминация стихотворения заключается в

словах:

И он мне

грудь ра

ссек мечом,

И сердце

трепетное вынул,

И угль,

пылающий огнем,

Во грудь

отверстую водвинул.

Но

принесенная жертва не напрасна. Энергия

находит выход в повелительном “жги”

последней строки:

И Бога глас

ко мне воззвал:

“Восстань,

пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись

волею моей, И, обходя моря и земли,

Глаголом

жги сердца людей”.

Стихотворение

Лермонтова “Пророк” (1841) создано совсем в

другую эпоху. Усиление консервативных

тенденций в обществе оказало влияние и на

поэзию. Лермонтовского пророка забрасывают

камнями. Он бежит от “ближних”, бежит, но

остается пророком. Жертва принесена, но это

бесполезная жертва. В этом и заключается

трагизм лермонтовского героя. Пророку

внемлет лишь безгрешная природа:

Завет

предвечного храня,

Мне тварь

покорна там земная;

И звезды

слушают меня,

Лучами

радостно играя.

Самолюбивые

старцы пугают им детей:

“...Смотрите

ж, дети, на него:

Как он

угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите,

как он наг и беден,

Как

презирают все его!”

Сходные

мотивы находим и во многих других

стихотворениях Лермонтова периода

политической реакции в стране: “Поэт” (1838),

“Не верь себе” (1839), “Журналист, читатель и

писатель” (1840) и в лирике Пушкина 1830-х годов.

Достаточно вспомнить стихотворение “Эхо”

(1831):

Ревет ли

зверь в лесу глухом,

Трубит ли

рог, гремит ли гром,

Поет ли

дева за холмом —

На всякий

звук

Свой отклик

в воздухе пустом

Родишь ты

вдруг.

Ты внемлешь

грохоту громов,

И гласу

бури и валов,

И крику

сельских пастухов —

И шлешь

ответ;

Тебе ж нет

отзыва... Таков

И ты, поэт!

Печальные,

горькие слова! Трагическое признание гения,

обреченного на непонимание современников!

И все-таки время расставило все на свои

места. Поэзия Пушкина и Лермонтова заняла

достойное место в русской классической

литературе. Сбылись пророческие слова

Пушкина:

Нет, весь я

не умру — душа в заветной лире

Мой прах

переживет и тленья убежит —

И славен

буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет

хоть один пиит.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА

Слов:447
Символов:6904
Размер:13.48 Кб.