Сочинения по литературеПушкин А.С.ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА

В жизни

каждого человека наступает момент, когда он

вдруг начинает задумываться о цели и смысле

жизни, о проблемах соотношения личности и

бытия, о своем месте в мире людей. И каждый,

наверное, испытал мучительную боль, не

находя ясных ответов на поставленные

вопросы.

Во

все времена проблемы бытия особенно

волновали передовых представителей

человеческого общества, в том числе и

художников слова — поэтов и писателей.

Но ни в

одной литературе мира “проклятые вопросы”,

как назвал их Достоевский, не стояли так

остро, как в русской. По словам Евтушенко, во

все времена “поэт в России больше, чем поэт”.

И, конечно

же, эти вопросы не могли не волновать

гениального поэта Пушкина, явившегося “началом

всех начал” в русской классической

литературе. Поэт спрашивал:

Дар

напрасный, дар случайный,

Жизнь,

зачем ты мне дана?

И в каждый

период жизни у Пушкина был свой ответ на

этот вопрос. В одном он уверен полностью:

Блажен, кто

смолоду был молод,

Блажен, кто

вовремя созрел.

Так говорил

поэт в “Евгении Онегине”, считая, что

каждому возрасту в жизни соответствует

определенная манера поведения: в молодости

нужно жить полной жизнью, наслаждаться

всеми ее радостями, удовольствиями и

весельем, пока есть любовь, жар молодого

сердца, дружеские встречи и беззаботные

пиры. Уйдет молодость — уйдет жизнь:

Мы ж

утратим юность нашу

Вместе с

жизнию другой.

Но пока

сердце молодое бешено бьется в груди, поэт

призывает:

...Тряхнем

рукою руку,

Оставим в

чаше круговой

Педантам

сродну скуку.

Однако,

повзрослев, Пушкин пересматривает свое

отношение ко многим вещам. Порой в его жизни

наступают моменты, когда существование

кажется бессмысленным, безотрадным:

Цели нет

передо мною;

Сердце

пусто, празден ум,

И томит

меня тоскою

Однозвучной

жизни шум.

Жизнь

представляется поэту как совокупность трех

этапов: утра — молодости, дня — зрелости и

вечера — старости, после которой неизменно

приходит ночь, олицетворяющая смерть; и

человек не в силах изменить этот закон

природы. “Но зачем тогда ум, душа, талант? —

спрашивает себя поэт. — Зачем порывы и

стремленья?”

Кто меня

волшебной властью

Из

ничтожества воззвал,

Душу мне

наполнил страстью,

Ум

сомненьем взволновал?..

Мрачные

серые дни сменяются светлыми, радостными, а

сомненья — уверенностью в господстве

положительного начала, ведь Пушкин —

неисправимый оптимист, и вот он уже

призывает:

>

Если жизнь

тебя обманет,

Не печалься,

не сердись!

В день

уныния смирись:

День

веселья, верь, настанет.

И тем не

менее мысли о смерти не покидали поэта, и

размышления об этом часто встречаются в его

произведениях:

Я говорю:

промчатся годы.

И сколько

здесь ни видно нас,

Мы все

сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь

уж близок час.

Он

предчувствовал свою раннюю гибель и

томился мыслями о ней, о чем мы можем судить

по проникновенным строкам стихотворения “Брожу

ли я вдоль улиц шумных...”:

День каждый,

каждую годину

Привык я

думой провождать,

Грядущей

смерти годовщину

Меж их

стараясь угадать.

Но умирать

Пушкин не хочет, он полон жажды жизни,

творчества и любви. Пронзительно доносится

сквозь века его голос:

Но не хочу,

о други, умирать;

Я жить хочу,

чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне

будут наслажденья

Меж

горестей, забот и треволненья...

Поэзия

Пушкина зрелого периода точно озарена

светом вечности, и в этом источник ее

гармоничности, ее возвышенности, ее

философского звучания. Поэт говорит о

смерти, как мудрец, философ, с глубокой и

просветленной грустью. Мысли о смерти для

Пушкина неотделимы от мыслей о вечном:

И пусть у

гробового входа

Младая

будет жизнь играть,

И

равнодушная природа

Красою

вечною сиять.

Жизнь не

заканчивается со смертью какого-то одного

конкретного человека, и поэт, посетивший в

1835 году такое дорогое ему Михайловское, в

котором его “минувшее... объемлет живо”,

слушая приветственный шум сосен, глядя на

младую разросшуюся рощу, “зеленую семью”,

приветствует “племя младое, незнакомое”.

Нет страдания, а только свойственная

Пушкину “светлая печаль” в строках:

...не я

Увижу твой

могучий поздний возраст,

Когда

перерастешь моих знакомцев

И старую

главу их заслонишь

От глаз

прохожего.

Поэт как бы

передает эстафету жизни будущим поколениям,

но верит, что связь времени, связь поколений

неразрывна — она в памяти:

...И обо мне

вспомянет.

Память о

Пушкине — вечная память.

Не

зарастает и не зарастет “народная тропа” к

всеобъемлющему, всегда современному

творчеству, не зарастает и не зарастет

тропа к поистине святым местам, где жил и

творил А.С. Пушкин, где он нашел последний

свой приют.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА

Слов:487
Символов:7240
Размер:14.14 Кб.