Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насыщена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. Мотивы любви в его стихах нередко сливаются с мотивами творчества; патриотические мотивы пронизывают стихи о свободе; тема борьбы за свободу переплавляется в тему высокой и верной дружбы, и часто стихотворения приобретают философское звучание. Однако именно в поздних стихах раздумья поэта о своей жизни, размышления об окружающей действительности поднимаются до высот философских обобщений и художественного совершенства.
«Элегия» (1831г) – одно из лучших стихотворений у Пушкина. Оно разделено на две взаимосвязанные части и состоит из 14 стихов: в первой части – шесть, во второй – восемь. Четырнадцать строк – это количество стихов в сонете. Но в нем другая рифмовка. В пушкинском стихотворении рифмуются соседние строки: «веселье» - «похмелье», «дней» - «сильней» и т.д. Пушкин заключает свои поэтические мысли в предельно жесткую форму и этим достигает потрясающей силы смысловой емкости. В четырнадцать строк он вмещает жизнь души в ее прошедшем, настоящем и будущем.
Сначала взгляд поэта обращается в прошлое: «Безумных лет угасшее веселье…» Воспоминания о юности не исчезают: печаль о ней «чем старе, тем сильней» обжигает сердце. Настоящее, как и прошлое, наполнено горечью: «Мой путь уныл». И будущее кажется совершенно безотрадным: «…Сулит мне горе». Пушкин использует традиционные для поэтического языка той эпохи образы, сравнивая веселье - с вином, горе – с похмельем, жизненные печали – с бурным морем. Эпитеты «безумных лет», «смутное похмелье», «волнуемое море» создают почти трагическое настроение. Главный образ, вызывающий горестные предчувствия, – метафора «грядущего волнуемое море». Море не только символ жизненных неурядиц, но и символ возможной близкой смерти.
Вторая часть стихотворения начинается противительным союзом «но» и таким образом разрушает настроение безысходности первой части. Поэт, вопреки традиционным элегиям, воспевает страдание: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Глаголы первой части стихотворения противопоставлены глаголам второй половины. Спад настроения идет до слов: «Но не хочу, о други, умирать…» Затем Пушкин использует глаголы будущего времени, и с помощью этого приема выражает надежду на грядущее: «будут наслажденья», «гармонией упьюсь», «слезами обольюсь». Развивая образ вина, как символа наслаждения из первой части, поэт верит: «Порой опять гармонией упьюсь». Гармония – ключевое слово в словаре пушкинской лирики. Это символ творчества, вдохновения. Поэт верит в силу искусства, в его способность возрождать уставшие души.
Заканчивая стихотворение, Пушкин снова использует образ «печали минувших дней» из первой части. Теперь эта метафора переходит в эпитет «закат печальный» и метафору «улыбка прощальная». Таким образом, в «Элегии» Пушкин утверждает, что жизнь прекрасна, несмотря на страдания и муки, что творчество и любовь спасают от безверия, уныния. Он не отрицает мир, полный страданий, а утверждает его. Поэт делает философские открытия, познавая себя. В этом монологе «лирический герой» совпадает с образом автора. Раскрывая свои мысли, ощущения, Пушкин помогает всем познать свою душу и общие законы человеческой жизни.
«…Вновь я посетил…» тоже является вершиной философской лирики Пушкина. Жизнь показана поэтом в вечном движе
«…Вновь я посетил…» - философское размышление. В композиции можно проследить движение от «минувшего» к настоящему и будущему, от воспоминаний о пройденном к встрече с «племенем младым, незнакомым». Поэт утверждает мысль о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, о вечном обновлении жизни. Эти мысли поэт раскрывает через художественные образы.
Образ няни – это образ дорогого человека для героя. Поэт употребляет слова: «бедная няня», «старушка». В них чувствуется горечь утраты близкого человека. Няня была старой, поэтому у нее «тяжелые шаги». Она охраняла домашний очаг. Об этом точно сказано: «не слышу…ее кропотливого дозора». Образ няни усиливает мотив одиночества. Поэт тяжело переживает боль утраты.
В мире неминуемы потери. Няни уже нет в живых, но сохранились сосны. Они приветствуют поэта «знакомым шумом». Слова «те же», «опять», «по-прежнему» передают ощущение тепла на душе человека от встречи с милыми местами. Однако и здесь перемены неизбежны. Рядом со знакомыми соснами разрослась молодая зеленая роща. Образ молодой рощи утверждает мысль о вечной смене поколений. Олицетворение «кусты теснятся, как дети» позволяет поэту перейти от картин природы к размышлениям о судьбе человека. Пушкин чувствует мудрость «общего закона» вечного обновления и торжества жизни. Поэту радостно осознавать, что он неотделим от природы. На душе у него, хотя и печально, но светло. Поэтому он с добрым приветствием обращается и к молодым соснам, и к будущим поколениям:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев…
Поэт счастлив, что другие поколения увидят прекрасный мир и надеется на благодарную память потомков. Он понимает, что время не остановить, что прошлое не вернуть. Тем не менее он не проклинает, а принимает жизнь. У поэта есть родина, есть свой «уголок земли». Скромная природа становится для него источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Печальные размышления об утратах и переменах сменяются в стихотворении радостной надеждой: потомок, «внук» увидит сосны и «вспомянет» о поэте, который воспел красоту своей родины.
«Элегия» и «…Вновь я посетил…» - шедевры философской лирики Пушкина. Богатство художественного содержания других стихотворений Пушкина тоже неисчерпаемо. Я не перестаю удивляться, как просто и точно поэт судит о сложных явлениях. Пушкинские афоризмы, рассыпанные в его произведениях, помогают нам выразить собственные мысли:
Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума…
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
На свете счастья нет,
Но есть покой и воля.