Уже в лицее поэт много размышляет о свободе. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли лекции Куницына о «естественном праве» каждого человека на свободу и равенство. В стихотворении «Лицинию» звучит главная идея всего творчества Пушкина- протест против рабства.
Некий древнегреческий гражданин пишет письмо своему другу Лицинию, в котором призывает его удалиться из развратного и рабствующего города в деревенскую тишину и уединение. Попутно он разоблачает нравы императорского Рима и осуждает граждан, утративших гордость. В финале стихотворения лирический герой доказывает, что рабство губит целые гос-ва: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён».
В послелицейский период Пушкин пишет программное стихотворение-оду «Вольность». Это стихотворение создавалось под влиянием декабристов и отражает их идею договора между властью и народом:
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
У Пушкина закон- это высшая сущность, стоящая и над царём и над народом, а любое беззаконие приводит к трагедии (казнь Людовика XVI, убийство Павла I-го)
Идеал общества живущего под властью закона проповедуется и в стихотворении «Деревня». В первой части стихотворения нарисован мирный сельский пейзаж, противостоящий порочному городу. А во второй части автор рисует позорные картины «барства дикого» и «рабства тощего». Освобождение мыслится в духе политической программы декабристов- «по манию царя».
В стихотворении «К Чаадаеву» тема свободы переплетается с темой дружбы. Для декабристов был характерен культ дружбы. Он был закреплён даже в их программе: «не надейся ни на кого, кроме своих друзей и своего оружия». Впервые в этом стихотворении ожидание свободы сравнивается с личным переживанием:
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свидания.
Так свобода перестаёт быть для Пушкина отвлечённым понятием. Она нужна поэту лично.
В этих стихотворениях отразились черты присущие поколению декабристов: тяга к вольности, пламенный патриотизм. <
В начале 20-х годов поэт переживает кризис переоценки ценностей. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный» лирический герой осознаёт сеятелем свободы, но приходит к мысли о бесполезности своих усилий, т.к. людям-рабам свобода не нужна.
К середине 20-х годов поэт начинает осмыслять свободу как философскую категорию и показывает разные её грани.
Стихотворение «К морю» завершается романтический период творчества Пушкина, он прощается здесь с символом абсолютной свободы- с морем. Главная идея стихотворения в том, что свобода находится не вне человека, а в его душе. Образ моря олицетворяет свободу, но море- это прекрасная и опасная стихия. Оно может вознести человека, но может и погубить его. Такова же свобода! В связи с этим мотивом в стихотворении упоминается Наполеон и Байрон:
…Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Один боролся за порабощение, а другой за освобождение.
События 1825 заставили поэта подтвердить своё отношение к свободе. В стихотворении «Арион» поэт оценивает дело декабристов. В основе стихотворения лежит древнегреческая легенда о поэте и музыканте Арионе. Но Пушкин меняет многие мотивы и насыщает стихотворение современным политическим смыслом. Он говорит здесь о своей верности идеалу свободы : «Я гимны прежние пою».
В стихотворении Анчар показал противоречие между деспотизмом и свободой. В первой части поэт описывает «древо яда», воплощающее природное зло, а затем события переносятся в мир людей, равных по своей природе, но разделённых социальными пределам. Раб и господин виновны в распространении насилия и яд Анчара проникает в мир людей через духовное рабство.
Вывод: В поздних стихах Пушкина утверждается, что свободу никому нельзя подарить. Она начинается с постоянной духовной работы. В стихотворении «Памятник», поводя итоги своего творчества, Пушкин утверждает, что его главная заслуга заключается прославлении свободы в «жестокий век».