На протяжении нескольких десятилетий исследователи стремились не только решительно отграничить Радищева от такого "реакционного* явления, как русское масонство, но и говорили о "борьбе" писателя-революционера с масонами. Так, один из авторитетных литературоведов, много сделавший для изучения биографии и творчества Радищева, в 1958 году писал: "Идейное содержание "Путешествия", как и всего творчества Радищева определялось (и не могло не определяться!) задачами борьбы с масонством, которое к концу 80- х годов распространилось так широко, что угрожало в волнах мистицизма поглотить передовую прогрессивную мысль ".
Между тем виднейшими деятелями русского масонства 1780-х годов были, как известно, Н. И. Новиков и А. М. Кутузов. С первым из них Радищева связывали давние литературные контакты. Достаточно вспомнить знаменитую полемику в нашей науке по поводу атрибуции "Отрывка путешествия в*** И*** Т***", опубликованного в 1772 году в "Живописце" Новикова и приписывавшегося и Новикову, и Радищеву. Наиболее убедительной нам представляется аргументация в пользу авторства Радищева, что при этом не исключает участия Новикова в редактировании текста при публикации. Самый факт этой публикации свидетельствует о том, что позиции Новикова и Радищева при всех их различиях имели немало точек соприкосновения. О последующем интересе Но
Отношения Радищева с другим участником масонского кружка, А. М. Кутузовым, неоднократно были предметом обсуждения в научной литературе. Внимание исследователей не могла не привлечь личность человека, которому были посвящены два важнейших произведения Радищева - "Житие Федора Васильевича Ушакова" и "Путешествие из Петербурга в Москву". Соученик по Лейпцигскому университету и самый близкий друг писателя на протяжении многих лет, Кутузов был одним из основателей и участником масонского Дружеского ученого общества и Типографической компании, а во время процесса по делу Новикова был назван одним из его "злых (т. е. - опасных Н. К.) товарищей".