Кондратий Федорович Рылеев родился 18(29) сентября 1795 г. в селе Батове Петербургской губернии. Отец Рылеева, мелкопоместный дворянин, человек крутой и вспыльчивый, был деспотичен в отношении к семье и крестьянам. О детстве у Рылеева сохранились безрадостные воспоминания. В суровой обстановке проходили и годы учения Рылеева. Шестилетним мальчиком он был отдан в Петербургский 1-й кадетский корпус, на тринадцать лет оторвавший его от семьи. Литературные интересы зарождаются у Рылеева еще в корпусе. В одном из писем к отцу он называет себя «весьма великим охотником до книг». Сохранились и собственные литературные опыты кадета Рылеева. Еще будучи в кадетском корпусе, юноша, подобно многим своим сверстникам, мечтал о «счастье приобщиться к числу защитников своего отечества» (из письма отцу от 7 декабря 1812 г.).
Выпущенный в начале 1814 г. из корпуса прапорщиком, Рылеев получил возможность осуществить свою мечту. Он участвует в заграничных походах русской армии, освобождавшей Западную Европу от Наполеона. В 1817 г. Рылеев попадает в Острогожский уезд Воронежской губернии. Одной из тем рылеевской лирики в эту пору явилась его любовь к дочери местного помещика Н. М. Тевяшовой, которая скоро стала его женой. Испрашивая разрешение на брак и на уход с военной службы у матери (отец к этому времени умер), Рылеев выражает надежду на новой службе «доплатить» Отечеству то, «чего недодал в военной». В одном из писем к матери 1818 г. он намекает на внутренние мотивы своего отказа от военной службы: «Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастью, не могу им быть».
Поселившись в Петербурге, Рылеев с 1821 г. служит заседателем Петербургской уголовной палаты, что дает ему возможность отстаивать интересы несправедливо обиженных и угнетенных. В 1821 г. Рылеева принимают членом-сотрудником в Вольное общество любителей российской словесности. В этот период Рылеев пишет исторические баллады, поэмы и становится одним из крупнейших литературных деятелей декабристского направления.
Вместе с тем Рылеев развертывает и кипучую общественную деятельность. Он продолжает гражданскую службу, перейдя на должность правителя канцелярии Российско-американской компании, возникновение которой было одним из симптомов начавшегося капиталистического развития России. Большое общественное значение имело и предпринятое Рылеевым совместно с А. А. Бестужевым издание альманаха «Полярная звезда». Но основным направлением, по которому пошла общественная деятельность Рылеева, стала политическая борьба. Осенью 1823 г. И. И. Пущин рассказал революционно настроенному поэту о существовании в Петербурге тайного политического общества (Северного общества декабристов). Задачи Северного общества декабристов отвечали политическим взглядам и общественному темпераменту Рылеева, и он стал его членом. В Северном обществе декабристов в это время наблюдались разногласия между умеренным его крылом во главе с Н. М. Муравьевым и более решительно настроенной группой, находившейся под влиянием главы Южного общества декабристов П. И. Пестеля, который приезжал в Петербург для установления связей между обоими
Первые поэтические опыты К. Ф. Рылеева, увидевшие свет, ничем не выделялись среди популярных в то время жанров «легкой поэзии». Рождением нового поэта со своей темой и с собственной интонацией, было стихотворение «К временщику» (1820), появившееся в первый же год вступления поэта в литературу. Сатира Рылеева оказалась политически весьма актуальной. Реакция, сменившая общественный подъем эпохи Отечественной войны 1812 г., торжествовала повсюду: и в России, и в Западной Европе. Ближайшим сотрудником Александра I стал его любимец, военный министр, организатор военных поселений, ярый реакционер А. А. Аракчеев. Активным протестом против аракчеевского режима в армии явились волнения Семеновского полка осенью 1820 г. Атмосфера накалялась. В такой обстановке появилась острая и смелая сатира на «временщика», в котором без труда можно было узнать всесильного Аракчеева. Подзаголовок «Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»« объясняется цензурными соображениями (у римского сатирика I в. Персия Флакка нет сатиры «К Рубеллию»).
У Рылеева дана конкретная политическая характеристика Аракчеева (ср., в частности, прямое указание на военные поселения: «Селения лишил их прежней красоты»), а в качестве угрозы выдвигается тираноубийство, о котором говорится весьма откровенно и весьма эмоционально:
* О, как на лире я потщусь того прославить,
* Отечество мое кто от тебя избавит!
Впечатления современников и догадки о причинах благополучного для Рылеева исхода столь дерзкого выступления излагает Н. А. Бестужев: «Нельзя представить изумления, ужаса, даже можно сказать оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном. Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему; но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно, туча пронеслась мимо» Бестужев верно определяет и значение сатиры: «Это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью».