Вальтер Скотт (1771 — 1832) — один из замечательных английских писателей XIX в., создатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе. Его исторические романы принесли ему мировую известность. Творчество Вальтера Скотта складывалось и развивалось в эпоху, богатую бурными историческими событиями. Современник французской буржуазной революции и наполеоновских войн, В. Скотт стал затем свидетелем значительного общественного подъема в Англии — борьбы за реформу. В этой борьбе английская буржуазия, используя недовольство широких народных масс, разоренных промышленным переворотом и войной, стремилась свергнуть торийскуго олигархию — реакционный блок, державшийся у власти более полустолстия.
Обострялись и национальные противоречия. В конце XVIII и начале XIX в. не раз поднимался против ига английских поработителей ирландский народ. Борцы за свободу Ирландии видели ободряющий пример в других освободительных движениях начала XIX в. — в борьбе испанского народа против французских оккупантов, в борьбе итальянских патриотов против феодального гнета и австрийской интервенции, в освободительной войне греческого народа. Вальтер Скотт следил за этими событиями и о некоторых упоминал в своих произведениях и письмах.
Рушилась феодальная Европа, складывалась Европа буржуазная, в строе которой не замедлили проявиться еще более острые классовые противоречия; их предвестьем было мощное, хотя и неорганизованное движение рабочих масс в Англии, известное под названием луддитского движения. Современник значительных исторических событий, В. Скотт старался понять их смысл для того, чтобы проследить истоки явлений, развивающихся в его эпоху; он внимательно изучал историку Англии и Шотландии — двух стран, которые были ему одинаково близки: потомок старинного шотландского дворянского рода, он стал английским писателем, был , тесно связан с английской культурой своего времени.
В начале своего творческого пути Вальтер Скотт выступал как собиратель памятников народного творчества («Песни шотландской границы», 1802) и как автор исторических баллад и поэм, посвященных прошлому Шотландии и Англии («Песнь последнего менестреля», 1805; «Мармион», 1808 и др.).
Изучение прошлого и ход современных ему исторических событий убедили В. Скотта в существовании определённых закономерностей исторического развития. Он сделал важный вывод о неизбежной победе новых экономических и социальных отношений над старыми, новых взглядов над отжившими.
Однако мысль о неизбежности победы нового над старым, высказанная в лучших романах Скотта, находится в противоречии с консервативными политическими взглядами писателя, которые во многом ослабляли правдивость и художественность его произведений. Скотт был защитником монархии, осуждал французскую буржуазную революцию и ее сторонников в Англии.
В консервативных взглядах Скотта отражалось его критическое отношение к бурному развитию капитализма в Англии и Шотландии, который жестоко ломал устоявшиеся социальные отношения, разорял и грабил народные массы, превращал крестьянина — мелкого собственника, кое-как жившего своим трудом на клочке арендованной з
Хотя Белинский и отмечал ограничивающее влияние консервативных политических взглядов Скотта на его творчество, но прежде всего великий русский критик подчеркивал положительное значение романов Скотта в развитии мировой литературы; Белинский сравнивал Скотта с Шекспиром, подчеркивая этим сравнением реалистическую тенденцию в творчестве английского романиста.
Белинский высоко ценил стремление Вальтера Скотта показать в своих романах «пружины истории» и отмечал тесную связь исторической науки и художественного вымысла, свойственную произведениям писателя, В этих особенностях его романов великий русский критик видел важные творческие достижения, обогатившие роман как ,жанр в целом, поднявшие его на новую и высшую ступень по сравнению с романом XVIII в. Белинский видел в произведениях Скотта особый этап в развитии не только исторического романа, но и романа социального, о чем он специально писал в статье «Тереза Дюнойе».
В лучших своих произведениях Вальтер Скотт приблизился к изображению истории как борьбы классов, что в его время было уже великим достижением, значительным шагом вперед. Это действительно придавало его романам характер открытий, как писал о них Белинский, сказавший, что Вальтер Скотт «открыл» жанр исторического романа.
Особенно важно подчеркнуть то обстоятельство, что в исторических романах Скотта большую роль играет народ, выступающий и в отдельных образах, и в массовых сценах, которые писатель изображал с таким мастерством. В изображении народных сцен, народных персонажей романов Скотта отразился исторический опыт» самого писателя — современника великих народных движений.
В. Скотт не смог показать в своем творчестве освободительную традицию своего народа так ярко и правдиво, как сделали это великие русские реалисты Пушкин и Лермонтов, создавшие бессмертные образы Пугачева и Разина, посвятившие немало своих произведений теме борьбы русского народа против царизма. Вместе с тем образы героев, из народа, созданные Вальтером Скоттом, это образы благородных, сильных, протестующих людей, способных на борьбу и на подвиги. Они нередко противостоят в его романах представителям высших классов, изображенным во всей их низости и бесчеловечности («Пуритане», 1816; «Айвенго», 1819). Главным образом в народе Скотт видел те высокие человеческие качества, которых не было у представителей высших классов; в этом писатель был прав, он отражал действительное положение вещей в современной ему буржуазной Англии — именно народные массы и были создателями подлинной культуры и ее ценителями, носителями национальных традиций и подлинного патриотизма.