Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения.
Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника Стендаль во многом идет от просветителей.
Первое положение, которое он берет от них и развивает дальше, сводится к следующему: искусство по своей природе социально, оно служит общественным целям. Во всех его произведениях проходит мысль с важности исторических сдвигов, которые неизбежно отражаются на искусстве. Все его статьи по искусству проникнуты чувством нового. Если мир охвачен революцией, если к прошлому уже нет возврата, очевидно, и в понимании прекрасного, в определении искусства нужно исходить из новых исторических условий.
Вот почему Стендаль настойчиво утверждает положение об историчности искусства. В своей эстетике Стендаль выдвигает еще одно важное положение: искусство должно быть правдивым. Требование точности и правдивости отражения жизни в искусстве было направлено Стендалем против эстетики классицизма. Наконец, последний тезис, выдвинутый Стендалем,- это необходимость учиться у Шекспира. Но он не призывает подражать Шекспиру.
Стендаль пишет: «Романтики никогда не советуют прямо подражать драмам Шекспира. В чем необходимо подражать этому великому человеку, так это в его манер изучать мир, посреди которого мы живем, в его искусстве давать своим современникам именно тот жанр трагедии, который им нужен». Особое место в философских взглядах Стендаля занимает вопрос о человеке.
Способность к большому чувству, к героизму – вот качества, определяющие, по Стендалю, полноценную личность. Проблема страсти занимает исключительное место в его философии и творчестве. В понимании Стендаля страсть никогда не противоречит разуму, а находится под его контролем.
Это рационалистическое начало в философии и творчестве Стендаля идет от просветителей. Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции. О глубоком социальном смысле романа говорит уже его название. Под «красным» и «черным» Стендаль подразумевал столкновение двух сил – революции и реакции. Революция – это «красное».
Реакция, восторжествовавшая в период Реставрации,- это «черное». Название романа подчеркивает в то же время и основные черты в характере героя – Жюльена Сореля. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе; отстаивая право своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим миром, как бы постоянно ставить «ва-банк». Жюльен Сорель – выходец из крестьянской среды.
Это определяет социальное звучание романа. Благодаря тому, что он разночинец, плебей, основной конфликт романа намечается очень резко и определенно. Жюльен Сорель хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба героя с обществом.
Герой Стендаля мечтает о том, чтобы заставить общество признать его достоинства, и таланты и таким образом восторжествовать над ним. Но в буржуазном обществе, которое стремится завоевать Жюльен, нет места этим талантам. Для этих людей смешны и не нужны выдающиеся таланты и героизм – все то, что так дорого Жюльену. Но, не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его.
Он оправдывает Жюльена, во-первых, трудностью борьбы, которую он ведет: выступая один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя,- это благородство его сердца, великодушие, чистота которых он не утрачивает даже в мину
До тех пор единственным стимулом, руководившим всеми его поступками, ограничивавшим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. Вместе с тем в тюрьме происходит и переоценка Жюльеном чувств к мадам де Реналь и к Матильде. Эти два женских образа не случайно противопоставлены в романе.
Они как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заключены два существа, он гордец, честолюбец и в то же время – человек, простой сердцем, с непосредственной, почти детской душой. Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели. Концовка романа очень показательна.
Стендаль не смог решить вопроса, как должен был герой, преодолевший свои заблуждения, перестроить жизнь. Гибель становится для него неизбежным и единственным выходом. Показывая движение своего героя по ступеням социальной лестницы, Стендаль рисует широчайшую картину жизни Франции периода Реставрации.
Реализм О. де Бальзака. Замысел и осуществление «Человеческой комедии» (анализ 1-2 произведений).
В 1 – й пол. 19в. во Франции формируется критический реализм. представленный именами Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера. Особенностью развития реализма во Франции было то, что он заявил о себе в обстановке острой идеологической и классовой борьбы. Бальзак был одним из величайших писателей-реалистов мировой лит.
Особенности критич. реализма Б. имеются в письме Энгельса к М. Гаркнесс. «В Человеческой комедии» Б. дает нам самую замечательную реалистическую историю франц. общества». Одной из величайших побед реализма Энгельс считал то, что Б. «видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и видел будущее Франции в представителях народных масс».
Худ. новаторство Б. проявилось в удивительной исторической конкретности в воссоздании им любого периода жизни человеческого общества, в точности в социально-бытовой характеристике героев и ситуаций. Всему этому строго подчиняется сама композиция его произведений, чередование обстоятельных описании с динамичным развитием действия, достигающего подлинного драматизма. Особого мастерства он достигает при создании образов отриц. героев.
Свои гуманистические идеалы б! утверждал в форме критики и отрицания тех человеческих характеров, какие являла ему буржуазно-дворянская действительность. В 1834г. Б. решает написать огромное произведение под названием «Человеческая комедия», воссоздающее франц. жизнь послереволюционного периода и состоящее из связанных друг с другом романов, повестей и рассказов. 1834-1845 гг. – создает большую часть романов и повестей «Чел. комедии» («Отец Горио», «Утраченные иллюзии». «Жизнь холостяка» и др.). В 1845 г. Б. создает окончательный список всех произведений «Чел. комедии» – всего 144.
В своих произведениях данного цикла Б. показал все стороны жизни Франции своего времени, людей всех классов, профессий, характеров, склонностей. Панорама франц. действительности отличается не только энциклопедич. широтой, но и поразительной глубиной социально-психологического анализа политических, экономических и исторических явлений. 3 осн. раздела «Челов. комедии»: «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». В своей эпопее Б. показал аристократов, финанс. магнатов, умеющих наживать обманом миллионы, рассказал, как процветали в голодные годы спекулянты и ростовщики.
И все они одинаково одержимы страстью обогащения любым способом. Б. показал, как деньги превращают этих людей в рабов своего богатства. Т. о.. осн. тема «Человеческой комедии» – развернутое изображение буржуазно-дворянского общества и власть. денег в нем.