Александру Твардовскому изначально было свойственно тяготение к поэтическому эпосу широкого охвата. С самых первых шагов в литературе Твардовский берется за трудные и ответственные темы большого общественного значения. В годы, когда в стране решался вопрос о судьбе крестьянского уклада жизни, молодой поэт пишет поэмы «Путь к социализму» (1931), «Вступление» (1932). А в 1934-36 годах создает поэму «Страна Муравия». В своей поэме Твардовский как бы дает ответ на некрасовский вопрос («Кому на Руси жить хорошо?»), показывая единственно возможный путь к достижению крестьянского счастья — социалистическое переустройство деревни. Условный сюжет, форма путешествия, позволили автору ввести в поэму богатый жизненный материал, сопоставить старую, убогую единоличную деревню и новую, зажиточную колхозную. В образе героя поэмы, Никиты Моргунка, Твардовский обобщил наиболее характерные, типические черты представителя среднего крестьянства, труженика, показал сложный путь крестьянина-середняка от единоличного хозяйства к социалистическому жизненному укладу.
Колхозная жизнь и восприятие ее простым советским человеком — главная тема сборников Твардовского: «Дорога» (1937), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941). Эти сборники стихов, где внимание автора было сосредоточено исключительно на светлых сторонах тогдашней деревенской жизни, утвердили репутацию Твардовского как «певца колхозной нови».
В год великой Отечественной войны Твардовский работал в военных газетах, в которых публиковал многочисленные корреспонденции с фронта, очерки и стихи (последние были об
Что касается поэмы «По праву памяти», где социальноисторическая мысль поэта сделала еще один крупный шаг вперед, она, будучи законченной в 1969 году, была опубликована через полтора десятилетия после смерти автора, в 1986 году.
Кроме поэм, Твардовским написано много стихотворений. Необходимо отметить, что если до войны Твардовский обращался главным образом к жизни и быту колхозной деревни, то послевоенные стихи знаменуют расширение, обогащение творческих интересов поэта. В них заметно стремление поэта обобщить и осмыслить исторический опыт советского народа. Изменился и сам характер лирики Твардовского. Все чаще она сменяется выражением личности поэта, который доверчиво выходит к людям со своими думами и планами, сомнениями и достижениями, радостями и бедами (поэма «За далью — даль» (1950-1960 г.).
Творчество Твардовского впитало в себя дух и строй народной речи, богатейшие традиции русского фольклора и классической литературы.