Русский поэт, журналист, переводчик, лауреат многих литературных премий. Судьбу Твардовского можно назвать типичной для человека советского времени: поэт свято верит в идеалы, провозглашенные большевиками, со временем проходит через разочарование, на себе ощущает безжалостное давление власти, которая доводит до смерти. Популярность к Твардовскому пришла с выходом поэмы «Страна Муравия» (1936). Всенародную любовь получил автор в года Великой Отечественной (Второй мировой) войны: работая военным репортером, создает «книгу о бойце» – «Василий Теркин» (1941-1945). Тема войны становится ведущей в произведении. Смешливый, веселый, сообразительный Василий Теркин продолжает свою литературную жизнь в поэмах «Дом при дороге» (1946) и «Теркин на том свете» (1957), но тональность образа становится более трагической, звучит критика в адрес советской бездушной бюрократической системы.
В следующих поэмах – «За далью даль» (1958), «По праву памяти» (1969) – снова же выразительным является голос правдивого, критического, автора-вольнодумца. Твардовского вторично освобождают от должности главного редактора журнала «Новый мир» (был редактором 1950-1954; 1958-1970). В своих произведениях автор утверждает ценность каждого человека, использует живой народный язык, фольклор, в то же время обращается к чувству личной ответственности каждого за судьбу страны.
Александр Трифанович Твардовский известен читателю, прежде всего, как автор поэмы «Василий Теркин», что так полюбилась народу. В знак особой благосклонности к герою, который олицетворяет мужество, простоту, любовь к родине и людям, на добровольные пожертвования граждан СССР в Смоленске был поставлен памятник «Бессмертному рядовому Василию Теркину».
Твардовского-поэта всегда интересовала судьба своей страны на крутых поворотах и переломах истории. Лирика поэта не отрывается от земли, от судьбы крестьянина-сеяльщика и солдата. О них он, кажется, знает все и может все объяснить.
Сложный и противоречивый характер крестьянина Никиты Моргунко из поэмы «Страна Муравия». Он ищет сказочную страну, где осуществится его жизненный принцип: «Земля в длину и ширину – кругом своя». Моргунко бы жить не тогда, а сейчас, когда этот принцип возрождается в сознание крестьян-владельцев, которые отвы
Люди нередко задумываются над тем, из чего состоит чувство Родины. У Твардовского в этом чувстве соединилось многое: и материнский голос, и «угол милый», «где есть деревья, что отец садил, где есть, быть может, прадедов могилы», и родные поля, леса, города. Поэту «мила до плача» земля родителей, «что на свете одна», – Смоленщина.
В фронтовой лирике поэта особенно выделяется тема героизма, поэтому у него появляется новый жанр – баллада: «Баллада о красном флаге», «Баллада о товарище», «Баллада об отречении». В «Балладе о товарище» с суровой правдой рассказано об отступлении, о длинном и трудном пути:
Быть может, кто-нибудь иной
Расскажет лучше нас,
Как горько по земля родной
Идти, в ночи таясь…
Боль и ненависть к врагу вызывают у бойцов картины разрушенного села:
…Стой и гляди! И ты пойдешь
Еще быстрей вперед…
Один из лучших стихов А. Твардовского «Я был убит подо Ржевом» – своеобразный памятник воинам:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете…
Неизвестный солдат, убитый подо Ржевом, обращается к тем, кто остался жив:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служит.
«Стихи эти, – писал А. Твардовский, – продиктованные мысленным взором и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы больше всего заполняли душу». Это было то неизбежное чувство вины перед павшими, которое жило в сердцах фронтовиков, – всех тех, кто боролся за Родину и остался живым.
Сегодняшним молодым читателям тяжело воспринимать стихи А. Твардовского, так как в них много высокого пафоса, который непривычен для молодых. Такие слова, как «честь», «обязанность», «совесть», вышли из словесного быта, а ввести их снова почти невозможно: их нужно ощущать, как ощущал поэт.
Когда читаешь поэму «Василий Теркин», то обращаешь внимание не только на события в главах, но и на лирические отступления, которые названы предельно просто: «От автора», «О себе», «О войне».