Нам бросается в глаза разительное сходство между заключительными строками поэмы и написанными под впечатлением поездки на родину ранней осенью 1945 года очерком «В родных местах». Это подмечено многими исследователями. Вот что любопытно: герой к концу поэмы становится вновь безымянным. Перед нами — просто солдат. Это и Андрей Сивцов, и Михаил Худолеев («В родных местах»), и тот солдат, у которого «ни окошка нет, ни хаты, ни хозяйки … ни сынка» («Про солдата-сироту»), и солдат Михаила Исаковского, у кого «враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью», — словом, труженик-солдат.
В 1944 году Твардовский написал стихотворение первый его вариант мало кому известен сейчас:
* Разулся, ноги подсушил,
* Согрелся на ночлеге.
* И человеку дом тот мил,
* Неведомый вовеки.
* Дом у Днепра иль за Днепром,
* Своим натопленным двором,
* Ни мой, ни твой, ничейный.
* Пропахший обувью сырой,
* Солдатским потом и махрой
* Да смазкою ружейной.
* И покидая угол тот,
* Солдат, жилец бездомный,
* О нем, бывает, и вздохнет.
* И жизнь пройдет, а вспомнит.
* Девятая глава и об этом солдате.
В своей книге «Вечный огонь» А. Турков отмечает: «Война припасла напоследок еще один горький парадокс: не жена с детьми ждет солдата, а он их». Парадокс ли? Однажды, услышав рассказ о том, как дочка одного старого знакомого в далекой от Смоленщины Риге узнала в случайно встреченном военном отца, а он долго не мог признать в выросшей за годы войны девчушке ту кроху, что оставил, уходя на фронт, Михаил Васильевич Исаковский воскликнул: «Лучший сценарист — жизнь!» И на сей раз жизнь, а не авторская фантазия подсказала Твардовскому не только концовку, но и некоторые нюансы сюжета.
Ефросинья Михайловна Худолеева писала автору этих строк, как после гибели старше
* Присел на камушке солдат
* У бывшего порога,
* Больную с палочкою в ряд
* Свою устроил ногу…
* Перекурил, шинель долой,
* Разметил план лопатой.
* Коль ждать семью с детьми домой,
* То надо строить хату.
Еще трижды Твардовский побывает до «окончательного окончания» «Дома у дороги» в родных местах. Увиденное и услышанное там — тяжкий груз на сердце, неизгладимый след навечной вины перед ни в чем не повинными страдальцами, вынесшими непосильные, нечеловеческие муки:
* Так память горя велика,
* Глухая память боли.
* Она не стишится, пока
* Не выскажется вволю…
И возвращаясь назад, к той памяти жестокой, поэт обратит к нынешнему и всем грядущим поколениям исполненные великого гнева к врагам, великой надежды и любви к человеку строки:
* Прошла война, прошла страда,
* Но боль взывает к людям:
* Давайте, люди, никогда
* Об этом не забудем.
* Пусть память верную о ней
* Хранят, об этой муке,
* И дети нынешних детей,
* И наших внуков внуки…