Одним из главных искателей новых путей реалистического искусства, которое отразило бы задачи времени и удовлетворяло бы читателя из рабочей среды, выросшего и окрепшего, был М. Горький. Известно, что горьковская «Песня о Буревестнике» стала революционным манифестом передовой литературы. Хочется обратить внимание на то, как в неё влились революционно-романтические мотивы русской литературы XIX века. Открывающие песню слова: «Над седой равниной моря» и трижды звучащее в песне уподобление Буревестника демону не может не вызвать ассоциации с лермонтовским «Демоном». А заключительный призыв:
* «Пусть сильнее грянет буря!» Не является ли он развитием лермонтовского: «А он, мятежный, просит бури» и некрасовского: «Буря бы грянула что ли?» Строки же о тех, кому «недоступно наслажденье битвой жизни», заставляют вспоминать по контрасту пушкинскую строку: «Есть упоение в бою».
Однако все это служит теперь выражению нового содержания, ощущения близости революционной бури и «уверенности в победе». Если в прежнем реализме революционная нота была стихийной, за редким исключением скрытой для самих авторов, то писатель-реалист, защищающий интересы пролетариата, сознательно проводит в своих произведениях революционные идеи и идеалы. От этого изменяется качество самого реализма. Писатель н
Идея революции отвечала сокровенным желаниям трудового народа. Однако эту мечту о желаемом и возможном писатели должны были воплотить в глубокие и правдивые художественные образы. Об этом очень точно говорил (по воспоминаниям Луначарского): «…в художественном произведении важна не… обнаженная идея… В художественном произведении важно то, что читатель не может сомневаться в правде изображенного. Читатель каждым нервом чувствует, что все именно так происходило, так было прочувствовано, пережито, сказано» . Поиски новых форм выражения в литературе были присущи и лучшим украинским демократическим писателям начала XX столетия.
Иван Франко и Леся Украинка уже видели идеалы будущего, рожденные в революционной борьбе рабочего класса.
В статье «Утопия в беллетристике» (906) Л. Украинка обнаруживает глубокое понимание необходимости воплощать в художественной форме социалистический идеал. Она пишет о том, что этот идеал возмужал, воплотился в научную теорию, и писатели по-прежнему должны «…любить и ненавидеть», но «должны… жить не только в прошлом и настоящем, но и в будущем».