Сочинения по литературеТвардовский А.Т.Эпичность поэм Твардовского

Эпичность поэм Твардовского

В последних поэмах Твардовский говорит уже не от лица того или иного персонажа, но с позиции умудренного опытом современника. Так создается обобщенный образ гражданина-поэта, ответственного «за все на свете». «Эстетика Александра Твардовского исходит из сознания народного идеала. Его муза — голос народной совести. И за всем этим стоит твердое убеждение, что народ — это не «масса», а люди, каждый из которых — личность, достойная счастья.

Твардовский — весь продолжение большой традиции русской литературы. И народностью идеалов, и светом гуманизма, и готовностью все доброе принять, как свое, и ощущением открытых просторов, и безбрежности далей духовного развития»1,—пишет В. Огнев. Подводя итоги сказанному, следует обратить внимание старшеклассников на то, что поэзия Твардовского кровно связана с русской классической литературой — с Пушкиным, Некрасовым, Л. Толстым. Твардовскому дороги судьбы народа. Он опирается на народное самосознание. Он поэтизирует прекрасные свойства народного характера. Твардовский понимает, что за время власти народ стал иным, значительно более сознательным, просвещенным, чем в старой России. Воссоздавая народный строй мысли, характер простого человека, чувства крестьянина, го-зоря от имени народа, опираясь на народную точку зрения, Твардовский возвышает их. Большое место в поэме «За далью — даль» занимают обращения к другу-читателю:

* …Я находил в тебе опору,

* Мой друг и высший судия.

* Я так обязан той подмоге

* Великой — что там ни толкуй…

«Когда читаешь Твардовского,— пишет С. Я. Маршак,— кажется, будто сам народ говорит о себе, говорит богато, красочно, щедро, подчас мешая слезы со смехом…»1

Твардовский неизменно верен теме высокого патриотизма:

* Но во всей Отчизне славной

* Нет такого уголка,

* Нет такой земли, чтоб равно

* Мне была не дорога…

* «Есть обрыв, где я, играя…»

Эта же тема наполнена новым содержанием в стихотворениях 1941 — 1945 годов:

* Я долю свою по-солдатски приемлю.

* Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

* То лучше, чем смерть за родимую землю,

* И выбрать нельзя…

* «Пускай до последнего часа расплаты…»

Стихотворения послевоенных лет проникнуты верой в светлое будущее народа и любовью к Роди

не.

* Спасибо, моя родная Земля, мой отчий дом,

* За все, что от жизни знаю,

* Что в сердце ношу своем…

* И дерзкий порыв по нраву,

* И сил не занимать,

* И свято на Подвиг право

* Во имя твое, во славу

* И счастье, Отчизна-мать…

* «Спасибо, моя родная…»

Поэту свойственно «твердое сознание» личной причастности к народной судьбе, сознание честно выполненного долга. Необыкновенная простота, естественность стиля Твардовского являет собой не что иное, как высокое поэтическое мастерство, которое позволяет поэту не только проникнуть в тайну народного восприятия окружающей действительности, но и высказать ее так, как высказал бы народ. Эту особенность своего творчества подчеркивал и сам поэт:

* Я волен речь вести свободно,

* Как тот солдат, с кем был в бою,

* С кем пыль глотал в страде походной

* И чьим поэтом состою…

Следует иметь в виду, что кажущаяся простота произведений Твардовского обманчива. Он, как поэт огромной величины, открывается по-настоящему глубоко не сразу, а только после повторных прочтений, обдумываний. Важно обратить внимание на множество слов, привычных и простых, приобретающих в стихах Твардовского необычайную гибкость, многозначность. Например, слово «земля» означает: планета, страна, государство, Родина, реальная действительность — горизонт, клочок земли, территория с угодьями, объект труда, почва, пахота…

* И если б было суждено

* На баррикадах пасть,

* В какой земле — мне все равно,

* За нашу б только власть…

* Земля!

* От влаги снеговой

* Она еще свежа.

* Она бродит сама собой

* И дышит, как дежа…

* Земля!

* На запад, на восток,

* На север и на юг

* Припал бы, обнял Моргунок,

* Да не хватает рук

Столь же многозначны у Твардовского слова «даль», «дом»; «дорога», «огонь» и пр. Ориентируясь на простую разговорную речь, поэт вводит дружеские обращения («брат», «дружище», «нам»). Для него характерны короткие динамичные обороты речи, свойственные устному разговорному языку («ружья в руки — и воюй», «но наса — свой народ», «где-нибудь да будет край»), краткие афористические выражения, которые читаются как пословицы.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Эпичность поэм Твардовского

Слов:766
Символов:4872
Размер:9.52 Кб.