Гуманизм писателя, внимание к жизни народа сближали его с Максимом Горьким, Демьяном Бедным, Владимиром Маяковским, возвысившими свой голос против братоубийственной бойни. Война заставила его заинтересоваться политическими вопросами, обратиться к современности. В связи с этим менялся характер его творчества, тематика. На первый план выдвигается тема родины, судеб русского народа. «Война раскрыла огромные темы, но у меня было плохое орудие, чтобы проникнуть в их глубину… Я работал ощупью» - признавался впоследствии писатель.
Победа Февральской революции 1917 года была воспринята писателем восторженно: «ни царская ливрея, ни сюртук буржуа уже не на наши плечи». Писатель был уверен в том, что Россия достигнет «равенства, свободы и любви», во имя этого он призывал продолжать войну против Германской империи. Однако писатель ошибался в оценке Февральской революции и ее результатов. Как видно из «Рассказа проезжего человека», Толстой чувствовал громадность событий надвигавшейся новой революции, по сущности их не понимал. Не сразу разобрался он и в событиях Октябрьской революции.
Стремясь через прошлое попять настоящее, А. Толстой еще накануне Октября обратился к теме Петра Первого. Именно т
И все же одного языка, понимания прошлого было недостаточно. Нужно было разобраться в современности. Но сделать это ему, не обладавшему четким политическим мировоззрением, оказалось не так-то просто. Революцию писатель воспринимал как событие жестокое, кровавое. Он не мог попять «кончилась» или «начинается» Россия после революции. Он не понимал движущих сил революции, ее исторических перспектив, законов классовой борьбы.
В это время происходит кардинальная переоценка ценностей писателем, изменяется его взгляд на империалистическую войну, на Февральскую революцию. Огромную роль в этом «сложном идеологическом процессе», как Признавался Толстой через много лет, сыграл роман Л. Барбюса «Огонь». Эта «книга потрясла души, она была подобна дуновению освежающего ветра, пролетевшего над европейской пустыней». Стремясь как можно ближе прикоснуться к родной земле, без которой не может быть ни один художник, Толстой в 1920 году увлеченно работает над повестью «Детство Никиты», проникнутой светлым и радостным чувством любви к простым людям, к родной природе, к своей стране.