Сочинения по литературеТолстой Л.Н.Богатство душевного мира героев Л.Н. Толстого

Богатство душевного мира героев Л.Н. Толстого

Творчество Льва Толстого охватывает большой период времени — с 50-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Он принимает участие в Крымской войне, он видел крепо­стную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарас­тания революционного движения в 90-е годы XIX века.

Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Тол­стого. Но этим истинно человеческим качеством — богат­ством душевного мира — он наделяет только симпатичных ему людей. Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что все очевидно: чем больше влияет на че­ловека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в об­щении с народом, с природой. Толстой убежден, что со­словные преграды угнетающе действуют на развитие ха­рактера.

В повести «Казаки» Толстой показывает, что человек, если он обладает положительными качествами, становит­ся самим собой только в слиянии с природой. Она очи­щает и обогащает внутренний мир. Только человек, об­ладающий способностью мыслить и чувствовать, может ис­пытать наслаждение от общения с природой. Оленин стоит уже на пути понимания не только природы Кавказа, но и Марьяны, Ерошки, Лукашки. Духовный мир гребен- ских казаков ясен, чист, ему чужды сомнения, терзающие душу Оленина. В «Казаках» уже довольно ясно проявля­ется толстовская «мысль народная», мысль о том, что искания лучших людей приводят их к глубинам народ­ным, как к источнику самых чистых и благородных по­буждений. Потом эта мысль чрезвычайно ярко отражена в «Войне и мире».

«Война и мир» — итог нравственных исканий Толсто­го, вершина мастерства изображения «диалектики души», «жизни сердца и интересов мысли». Этот роман построен на антитезе, начиная с названия, далее в изображении пропасти между миром А.П. Шерер, Курагиных и миром Болконского, Безухова, Ростовых. Толстой прослеживает сложную духовную эволюцию своих любимых героев. По­стоянная неудовлетворенность действи

тельностью, стрем­ление жить так, чтобы восстановить внутреннюю гармо­нию, приводят князя Андрея к мысли, что нельзя жить «в надоевшем ему мире интриг и женщин, французских фраз и пустоты». Начинается поиск смысла жизни, кото­рый приводит его в армию.

Герои «Войны и мира», как и герои более ранних про­изведений Толстого, очень тонко чувствуют природу, пре­красное. Это неотъемлемая часть их духовной жизни. Глу­бокий переворот происходит в душе князя Андрея, когда он, раненный при Аустерлице, понимает, что Наполеон и его мечты о собственном Тулоне, — все это мелко перед вечностью высокого неба, которое простерлось над его го­ловой. Он способен, увидев зеленеющий дуб, ощутить ана­логию между пробуждением природы и тем, что происхо­дило в его душе. Наташа, потрясенная прелестью летней ночи, не может уснуть, душой стремясь постичь красоту и могущество природы.

Герои Толстого не чужды противоречий, в них проис­ходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княж­ны Марьи — все это объединяет их, несмотря на индиви­дуальность каждого характера, объединяет богатство ду­шевного мира и стремление к счастью.

Толстой показывает, что естественная внутренняя кра­сота его героев раскрывается с наибольшей глубиной во время наивысших душевных взлетов, особенно в любви. О Наташе Толстой говорит, что «она не удостаивает быть умной рассудком», она умна чувствами, в ней ясно прояв­ляется тот русский дух, который можно уловить в казач­ке Марьяне, в Катюше Масловой, в Левине, в дядюшке Наташи, в старом князе Николае Андреевиче Болконском.

Над всем этим разнообразием характеров, созданных Толстым, стоит сам автор, который, кажется, постиг глу­бину человеческих отношений, видел тончайшие нюансы Душевных порывов, возвышается над всеми, но говорит так же, как и один из героев его рассказа: «Непостижи­мое создание человек».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Богатство душевного мира героев Л.Н. Толстого

Слов:547
Символов:4098
Размер:8.00 Кб.