К образу Наполеона в русской литературе первым обратился поэтический гений А. Пушкина. В стихотворении, написанном по случаю получения известия о смерти бывшего французского императора и полководца, поэт делает попытку объективной оценки его личности с точки зрения истории.
Для А. Пушкин Наполеон — «великий человек», «могучий баловень побед» и «изгнанник вселенной». Поэт восклицает:
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн…
Мысленно обращаясь к жизненному пути Наполеона, А. Пушкин отмечает, что его появление на исторической арене стало возможным благодаря Великой французской революции, когда был низвергнут королевский трон и «во прахе царский труп лежал». В дни великих волнений французский народ жил ожиданием такой личности, которая бы повела его в «свободы яркий день» и осуществила благородные надежды.
Тогда и возник Наполеон. Но Пушкин бросает ему обвинение в том, что он «человечество презрел» и обманул надежды и чаяния народа.
Поэт говорит, что Наполеон завоевал всю Европу и потому считался великим и непобедимым. А поскольку российское общество привыкло перенимать моду и привычки Запада, по преимуществу дурные, то и оно считало Наполеона великим. Но последней славой «надменного героя» венчал Тильзит. Русский народ и его армия полностью развенчали мнимое величие Наполеона и его якобы непобедимой армии. В России «окровавленные снега провозгласили их паденье». Благодаря триумфальной победе русских, «все, как буря, закипело; Европа свой расторгла плен»: «И до последней все обиды отплачены тебе, тиран!».
Свергнутый Наполеон умер в изоляции и одиночестве на острове Святой Елены. Но Пушкин предупреждает:
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Странное отношение к человеку, одно имя которого должно вызывать недобрые воспоминания у каждого русского человека. Но гениальный русский поэт не только объясняет свое отношение к Наполеону тем, что тот указал русскому народу его великую миссию в Европе.
Наполеон, каким его описал Л. Толстой в романе «Война и мир», лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания. Например, в беседе с русским посланником Балашевым, французский император обращается к нему как к своему подчиненному, который должен радоваться вместе с ним унижению русского императора. Наполеон не может пред
Наполеон — Антихрист, выскочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского императора.
И все идет по заранее определенному сценарию до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он говорит, что в случае с казнью герцога Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке». Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а большинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией. Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати». Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчеркивает, что их «значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан».
Со всех сторон на Пьера сыплются упреки, обвинения в якобизме и разные вопросы. Они приводят героя в замешательство и ставят в тупик. Но на помощь ему приходит князь Андрей. Он принимает сторону Пьера. С целью примирения сторон и подведения итога салонному спору он говорит: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать».
Последующая традиция придерживалась больше точки зрения Л. Толстого, а не А. Пушкина. Потому и личность Наполеона воспринималась в неверном свете, а его имя стало синонимом выскочки, узурпатора, маленького человека, волей судьбы наделенного неограниченной властью.