Стремясь реализовать на практике свои новые требования к литературе, Толстой создает ряд народных рассказов («Чем люди живы», «Два брата и золото», «Упустишь огонь — не потушишь», «Много ли человеку земли нужно» и др.), близких по стилю к фольклорным произведениям — притчам, сказкам, легендам. Толстой рассматривал свои народные рассказы как опыт создания новой литературы, адресованной читателям всех возрастов и всех сословий.
К народным рассказам по содержанию, внутреннему пафосу и стилю близка народная драма «Власть тьмы» (1887), замечательная своим народным языком, запоминающимися характерами действующих лиц, суровым реализмом в изображении деревенского быта.
Другой аспект русской жизни был отражен в остроумной комедии «Плоды просвещения» (1891), в которой ощущаются живые традиции «Горя от ума» и «Ревизора» (быстрота развития действия, сатирические характеристики персонажей, меткий язык, мастерство диалога). Уже в названии содержится определенная перекличка с предыдущей пьесой Толстого: там тьма, здесь свет («просвещение»). На самом же деле комедия зло и язвительно высмеивает увлечение образованных и «просвещенных» господ спиритизмом, глупые барские затеи, особенно нелепые и даже оскорбительные на фоне мужицкой нищеты.
С народными рассказами сближаются не только драматические произведения Толстого, но и его повести, посвященные всегда волновавшей его
В художественных произведениях, созданных после перелома, Толстой раскрывал весь ужас господствовавших в жизни лжи, обмана, бездуховности, заставлявших наиболее чутких и совестливых людей мучаться, страдать, даже совершать преступления («Крейцерова соната», 1887—1889, «Дьявол», 1889— 1890, «Отец Сергий», 1890—1898). Наиболее полно и художественно совершенно новые настроения Толстого выразились в его романе «Воскресение».