Сочинения по литературеТолстой Л.Н.Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой

Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой

Нет Величия там, где нет простоты, добра и правды. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой выводит свою теорию о роли личности в истории. Справедливо полемизируя с буржуазными учеными, создавшими культ великой личности, исторического героя, по воле которого, якобы, совершаются мировые события. Толстой утверждает, что ход мировых событий предопределен свыше, и влияние личности на ход этих событий есть только внешнее, фиктивное. Все совершается не по воле людей, а по воле провидения.

Это означает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы

жизни. Он утверждает, что все решают чувства, а не разум, что есть

рок, судьба. Теория предопределенности, фатализма, неизбежности

исторических событий сказалась также и на трактовке образов Кутузова

и Наполеона. Роли личности в истории Толстой отводит ничтожно

малую роль, приравнивая ее к назначению «ярлыка», то есть давать

наименование событиям, фактам и явлениям.

Наполеон при жизни получает титул непобедимого и гениального

полководца. Толстой развенчивает Наполеона в нравственном плане,

обвиняя его в отсутствии гуманизма по отношению к простым солдатам

и народу. Наполеон захватчик, поработитель народов Европы и

России. Как полководец, .он является косвенным убийцей многих

тысяч людей. Это давало ему право на величие и славу.

Государственная деятельность Наполеона в этом свете постановки

вопроса попросту была безнравственна. Европа не могла никого

противопоставить Наполеону, «никакого разумного идеала», и только

русский народ хоронит его сумасбродные планы захвата мирового

государства. Толстой пишет: «Вместо гениальности являются глупость и

подлость, не имеющие примера». Весь облик Наполеона ненатурален и

лжив. Он не мог отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в

нем нет и подлинного величия. Воплощением всего этого является

Кутузов. Толстой отмечает в нем не только «мудрого наблюдателя

событий», но и талант полководца, руководившего самым главным

моральным духом войска. Толстой пишет: «Долголетним военным

опытом он знал, что руководить сотнями тысяч человек нельзя одному

человеку, что решает участь сражения не распоряжения

главнокомандующего, не место, где стоят войска, не количество пушек

и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска».

Противоречия во взглядах Толстого на изображение им Кутузова

проявляются в том, что, с одной стороны, Кутузов мудрый,

пассивный наблюдатель хода военных событий, руководитель духа

войска, а, с другой стороны, это полководец, активно

вмешивающийся в ход военных событий. Кутузов предложил

Наполеону генеральное сражение и при численном превосходстве

Наполеона одержал военную и моральную победу Кутузов на

следующий день отдает приказ о контрнаступлении, чтобы поднять дух

войска, но потом отменяет приказ в целях сохранения армии и сил. И

таких примеров много. После изгнания Наполеона из Росси

и Кутузов

подает в отставку, считая свою миссию выполненной. Так реализм

Толстого взял верх над путами его фаталистической философии и

художественно представил истинное лицо великого полководца, его

кипучую энергию, активное участие в ходе военных событий. Война

приобретала всенародный, национальный характер, поэтому на посту

главнокомандующего должен был быть не иностранец (Барклай), а

русский полководец Кутузов. С приходом его на этот пост русские

воспрянули духом. Они даже сочинили пословицу: «Пришел Кутузов

бить французов». Превосходство русской армии в военном отношении и

полководческий гений Кутузова показали в 1812 году, что русский

народ непобедим. В яркой пушкинской оценке личности великого

полководца содержалось зерно замысла образа Кутузова в романе

Толстого.

В русской армии жил неукротимый дух суворовской «науки

побеждать», были живы национальные традиции военной школы

Суворова. Солдаты вспоминают его и во время боя, и у костра.

Как к оценке поступков отдельных людей, так и к оценке исторических

событий, Толстой подходит с критериями добра и зла. Развязывание

войны он считает величайшим проявлением зла. «Мысль народная»

пронизывает и философские выводы Толстого, и изображение

конкретных исторических событий, исторических деятелей, и

обрисовку рядовых людей, оценку их нравственного облика.

Важнейший вывод, который вытекает из художественных картин и

теоретических рассуждений писателя, вывод о решающей роли

народных масс в истории. Изображая войну 18051807 годов, Толстой

объясняет причину поражения русских именно тем, что солдатской

массе неясен был смысл этой войны, чужды ее цели. Совсем по иному

изображаются настроения армии в войне 1812 года. Эта война носила

народный характер потому, что русский народ защищал свой дом и

свою землю. Подлинный героизм, незаметный и естественный, как

сама жизнь, это качество проявляется и в боях, и в солдатских буднях,

и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Народ предстает

перед нами как носитель высших нравственных ценностей. Общие цели

и общая беда сплачивают людей, независимо от того, к какому

сословному кругу они принадлежат, поэтому лучшие национальные

черты русского человека выявляются во время всенародного бедствия.

В «Войне и мире» воплощена подлинная народность величайшее

завоевание русской классической литературы. О людях, о жизни, об

исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего

народа, который является по существу главным героем его

произведения. Стремясь осмыслить закономерности человеческой

жизни, исторического процесса, писатель не только рисует живые

картины, образы и судьбы людей, но и рассуждает как философ,

ученыйисторик, говорящий на языке науки. Любимая мысль писателя

живет в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им

великой эпопеи.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой

Слов:694
Символов:6302
Размер:12.31 Кб.