В русском языке нет, пожалуй, более загадочного многомерного и непонятного слова, чем быт! Быт — это будни, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь. Отношения мужа и жены, родителей и детей, родственников дальних и близких друг другу. И рождение человека, и смерть стариков, и болезни, и свадьбы — тоже быт. И взаимоотношения друзей, товарищей по работе, любовь, ссоры, ревность, зависть — все это тоже быт, но ведь из этого и состоит жизнь!
Повести «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом па набережной» принесли писателю широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей, что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.
Зрелый талант Ю.Трифонова проявился в «московский повестях». Здесь нет острейших общественно-идеологических столкновений, как в «Студентах», нет эпических описаний, как в «Утолении жажды».
Действие в повестях Ю.Трифонова происходит в обычных московских квартирах и заурядных дачных владениях. В его персонажах — инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, актрисах, ученых, даже писателях — читатель безошибочно угадывает себя. Его проза, утверждал автор, «не про каких-то мещан, а про нас с вами», про рядовых горожан.
Трифонова интересуют герои ищущие, эволюционирующие, по-своему тонкие. С ними связаны проблемы, всегда стоявшие перед русской литературой и особенно проявившиеся в наши дни: нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств.
В «московских повестях» в качестве таких обстоятельств выступают мелочи быта, что, как не трудно заметить, роднит К).Трифонова с любимым им писателем А.Чеховым.
Рассмотрим, к примеру, героя кшюповестп Бесконечные игры» Олега Серикова. Это, на первый взгляд, самый обыкновенный, немного замкнутый и стеснительный человек.
Он способен на поступок, который впоследствии переворачивает всю его жизнь. Олег спасает двухлетнего ребенка, на глазах у изумленных прохожих он забирается по водосточной трубе на 3-й этаж, ©2001-2005 Алл С о ч.Р У проникая в комнату к малышу. Об этом никто и никогда бы не узнал, не окажись поблизости давняя знакомая Олега — Маша. Девушка, открыв для себя новые, неожиданные качества Серикова, меняет свое прежнее к нему отношение. Молодые люди начинают встречаться. Окружающий мир для главного героя меняет свои краски, каждое слово приобретает новы
Прозу Трифонова отличает единство и некая общность. Например, тема обмена проходит через все вещи Трифонова, вплоть до «Старика».
В романе «Время и место» законспектирована вся проза — от «Студентов» до «Обмена», «Долгого прощания», «Предварительных итогов» и «Дома на набережной». «Меня интересуют не горизонтали прозы, а ее вертикали», — замечал Трифонов.
Итак, единство.
К какому бы материалу ни обращался автор, будь то современность, время гражданской войны, 30-е годы XX века или 70-е XIX, перед ним стояла прежде всего проблема взаимоотношения личности и общества, а значит, их взаимной ответственности.
Трифонов воспринимал современную действительность как эпоху и настойчиво искал причину изменения общественного сознания, протягивая нить все дальше и дальше — в глубь времен. В то время как «деревенская» проза искала свои корни и истоки, Трифонов тоже искал свою «почву». «Моя почва — это все, чем Россия перестрадала!» — под этими словами своего героя мог подписаться и сам Трифонов. Действительно, это была его почва, в судьбе и страданиях страны складывалась его судьба.
На Трифонова, как и на других писателей, как и на весь литературный процесс в целом, конечно же, влияло время. Но он в своем творчестве не просто честно и правдиво отражал те или иные факты нашего времени, нашей действительности, а стремился докопаться до причин этих фактов. Социальный историзм есть принципиальное качество его прозы: я полагаю, что повесть «Дом на набережной» не менее исторична, чем роман «Нетерпение», написанный на историческом материале.
Трифонов, который пытался в самом начале своего пути предложить более чем благоприятный — парадный портрет, так сказать, мифологизировать время, постепенно приходит к исследовательскому реализму с его жестким антиромантизмом. Но при этом безыллюзорном характере его прозы она, бесспорно, поэтична.