Любовь…Как много в этом слове! Наверное, сложно найти писателя или поэта, который не писал бы об этом чувстве. Попробуем разобраться, какой предстает любовь в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.
Как известно, любовь бывает разной. Существует множество ее оттенков. У Тургенева любовь присутствует в двух формах : любовь-страсть и спокойная семейная любовь. Примеров первого типа любви можно привести множество: любовь Базарова и Павла Петровича из «Отцов и детей», Литвинова из «Дыма», Лизы и Лаврецкого из «Дворянского гнезда», любовь Аси из одноименной повести. Это страсть, поражающая человека целиком, появляющаяся внезапно, часто несчастная. Пример второго типа любви – это чувства Аркадия и Кати из «Отцов и детей». Это спокойная, «дружеская» любовь, логическим завершением которой является крепкая счастливая семья.
Первый закон любви-страсти (по Тургеневу) – это то, что она может овладеть любым человеком, как благородным, так и не очень. Ей покорны все люди в одинаковой степени. Это можно увидеть, проследив за влюбленными героями Тургенева. Все они совершенно разные как по уровню своего развития, так и по душевным качествам.
Кроме того, любовь-страсть у Тургенева всегда предстает как некая опасность, как что-то грозовое. Порой это чувство разрушительно. Оно, словно злой рок, играет судьбами людей и разрушает их.
Любовь в произведениях Тургенева – это рабство. Один из влюбленных всегда зависит от другого. Один всегда господин, другой – раб. Как правило, в произведениях Тургенева господином бывает женщина.
Любовь – это нечто иррациональное. Она будит силы хаоса, вносит беспорядок в мир. Пр
Чувство любви открывает в женщине личностное начало. Не случайно появляется символика птицы, полета. Любовь словно утверждение человеком права на счастье. Но счастье и любовь всегда временны – в этом и заключается их прелесть. Счастье и любовь – миг, который и запоминается именно потому, что это миг. Вспомним «Асю». «Только временное прекрасно» , - говорит главный герой. Любовь Аси осталась светлым пятном в его молодости, его прошлом. Знакомство с Асей не длилось долго. Возможно, именно поэтому оно запомнилось ему на всю жизнь, именно поэтому он до сих пор хранит цветок, подаренный ею.
У Тургенева присутствует мотив «любовного треугольника». Когда двое счастливы, их счастье часто «зацепляет» кто-то третий, принося несчастье. Яркий пример – «Дворянское гнездо», где Лаврецкому приходится выбирать между Варварой и Лизой. В итоге сделанный выбор не приносит ему счастья. «Любовный треугольник» разрушил его судьбу, как и судьбу Лизы.
В завершение следует сказать, что любовь всегда играет роль проверки героя. Именно в любви герой показывает свою истинную натуру. Вспомним, как трусливо повел себя Рудин, получив письмо от Натальи, как самоотверженно раскрыла свою чувство Ася…Любовь также испытывает убеждения человека. Как переменила Базарова любовь к Одинцовой! Любовь заставила его переосмыслить свою позицию по отношению к жизни и ее ценностям – нигилизм.
Итак, любовь в произведениях Тургенева всегда предстает как испытание.Любовь делает человека зрелым, воспитывает в нем способность противостоять ударам судьбы. Любовь – это испытание души.