И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ее
Коснулись ключевые воды.
Можно провести интересное сравнение двух стихов. Надо отметить, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она вроде вот-вот упадет на землю. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Все стремится вверх, пытаясь оторваться от земли. Звезды «поднимают» небесный свод. Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии.
В свежих и волнующих притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиной мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева – это маленькая часть большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находится во взаимосвязи со всем миром и, в то же время несет в себе самостоятельную идею. Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел, прежде всего, как певец природы…». Природа Тютчева поэтическая и одухотворенная. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить: Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Вдохновение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленной пулей», «светлые звезды» у Тютчева поднимают небесный свод.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ее
Коснулись ключевые воды.
Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем чувствуется та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:
Есть у светлости осенних вечеров
Трогательная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота деревьев,
Багровых листьев томный, легкий шелест…».
Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо. Она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна невыясненной притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеют. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росистой вьется
Долина светлой полосой.
Но дальше мы видим масштабность и таинственную величавость природы:
Только высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
Поэзия Тютчева всегда стремится вверх, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:
А там, в торжественном покое,
Уличенная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Окончен пир, умолкли хоры…» сначала подается обобщенный образ мира: «Окончен пир, мы поздно встали – Звезды на небе сеяли, Ночь достигла половины…». Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, которая только чуть-чуть намечена вначале, теперь звучит сильно и уверенно. Одна из основных тем лирики природы Тютчева – тема ночи. Многие тютчевских стихов посвящены природе не просто в разное время года, но и в разное время суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна: Ночь для Тютчева прежде всего праздник: «Святая ночь на небосклон взошла…». В ней столько тайн и загадок.
Мастерство Тютчева впечатляет. Он умеет найти в самых обычных природных явлениях то, что служит точным, зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком: «Лил теплый, летний дождь – его струи По листьям весело звучали…». Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и печальной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше изображают великолепие поэзии Тютчева.