Поэтическое творчество Федора Ивановича Тютчева относится к 10-60-м годам XIX столетия и традиционно причисляется к романтическому направлению в литературе. В одном ряду стоят имена Тютчева, раннего Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Прекрасными образцами для нас являются стихотворения Тютчева, в которых разворачивается образ природы, лирические пейзажи и переживания причастности человека к стихийным силам природы.
Романтическое направление в русской поэзии следует общему проявлению романтического течения в Европе, но в то же время имеет особые, присущие лишь русской поэзии, черты. Романтизм воспевает природу как исток всего самого главного для человека, источник чувств и переживаний. Как восстановить единство человека и природы — задача, решить которую призвано искусство слова.
Тютчев создает как бы два мира, между которыми происходит разлад, но и взаимное притяжение тоже. Мир современного человека далек от природы и от естественного восприятия Вселенной, человек огражден цивилизацией и уверен в правоте одной лишь научной точки зрения. Другой мир — мир стихии природы, идеальное состояние гармонии, силы и красоты, которое возникло благодаря проявлениям таинственного духовного начала. Человек, отказывающийся принимать информацию о мире из непознаваемых источников, человек, не доверяющий своей интуиции и не прислушивающийся к голосу Вселенной, остается в неведении относительно гармонии мира и места самого себя в этом мире. Поэт сетует на глухоту представителей рода людского, которых абсолютно не трогает красота окружающей природы:
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
(«Не то, что мните вы, природа...»)
Пейзаж вдохновляет писателя на созерцание и разбивает рутинный п
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
(«Как хорошо ты, о море ночное...» )
Море описывается как блистающее и бесконечно меняющееся — «здесь лучезарно, там сизо-темно». Оно как бы празднует праздник — такое настроение передает нам поэт, восторгаясь величием и красотой морской стихии («Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты?»). Разговор с морем, ветром, солнечными лучами и весной — естественное для поэта состояние. Так он причащается к священному источнику природы («Святая ночь на небосклон взошла...»).
Весна преображает и мысли лирического героя, и вид полей, рощ, трав и деревьев. Весна направляет силы всего живого на пробуждение от сна после холодного времени. Зимой реки стоят в оцепенении, вокруг цвета, не радующие глаз — серые, холодные тона:
Всходили робко облака
На небо зимнее, ночное,
Белела в мертвенном покое Оледенелая река.
(«Глядел я, стоя над Невой...»)
Зима связывается здесь со смертью и неподвижностью. Человек не подвержен состоянию зимнего анабиоза, как подвержены ему животные и растения, но безрадостное состояние души в холодное, темное время года знакомо каждому: «Душа, душа, спала и ты» — говорит поэт. И вот весна развеивает сон и призывает к радости жизни: «Блестят и тают глыбы снега, блестит лазурь, играет кровь...» («Еще земли печален вид...»).
Описывая природу, Тютчев просит своих читателей проникнуться к ней любовью и почувствовать радость и ликование, которое исходит отовсюду — от родной земли, от ласковых солнечных лучей, от бурлящих морских волн. Пейзаж для Тютчева живет жизнью, похожей на жизнь человеческой души со всеми ее страстями и бурными эмоциями. Поэтому следует непрестанно наблюдать вокруг себя природные картины, чтобы найти эту гармонию и в себе самом.