Сочинения по литературеТютчев Ф.И.Хаос и космос в лирике Тютчева

Хаос и космос в лирике Тютчева

Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственной темы работы, необходимо установить, в каком

смысле понимать слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева. Хаос, понятие окончательно

оформившееся в древнегреческой философии — это трагический образ космического первоединства, начало и

конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития, он

неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же — это мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная,

организованная в соответствии с определенным законом вселенная, живое, разумное существо, вместилище

космического ума, души, тела. Здесь же мы коснемся вопроса, связанного с определением поэзии Тютчева как

философской лирики. Ведь если мы говорим о выражении в поэзии таких философских понятий как хаос и

космос, то она становится сродни философии, но не может стать самой философией. Однако в лирике поэт

выражает своеобразие своего художественного переживания не только в невыразимом колорите своего

творчества, но и в характере подбора и формирования определенного материала, или "нуждается в извлечении

из мира всего соответствующего своей натуре". Если этот материал пересекается с тематикой философских

проблем, то уже можно говорить о философской лирике. Но, в философии и поэзии различается в первую

очередь способ использования языка. В философском поэтическом произведении имеется не развитие мысли,

не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее означение, декларирование философемы, которая

живоописуется словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных,

художественных, "ощутительных" образах. Содержание бытия открывается непосредственно через образы.

Естественно, что без дарования поэта рифмованные строчки не будут представлять собой истинного

художественного произведения. Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились "величайшая яркость

и обрисованность объективно-эпического момента поэзии, ее идейного содержания, с исключительной силой и

богатством ее лирико-музыкального элемента". Первая черта лирических произведений Тютчева — всеобщее

предметное чувство, носящее космический характер. Это чувство носит объективный и реалистический

характер. Поэт мог бы ощущать все явления предметного мира в себе, полагать, что природа откликается на

его настроения. Тютчев же чувствовал себя в мире, для него все чувства и настроения — проявления

космического бытия как такового. Целостная жизнь, физические явления воспринималась им как жизнь самой

природы, самих вещей, космоса, "как состояние и действие живой души". Природа есть для него сама по себе

комплекс живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который послушен воли художника:

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Даже там, где основная тема произведения — явления личной внутренней жизни, они представляются

поэту проявлением жизни и чувств всего космоса. Душевная жизнь ощущается им как область, входящая в

порядок объективного бытия и подчиненная космосу, "внешний свет природы становится внутренним светом

разума и сознания". У Тютчева душа "бьется на пороге как бы двойного бытия", порыв радости представляется

как проникновение стихии в душу человека ("как бы эфирною струею по жилам небо потекло"), старческая

любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление девушки — рождающееся сгущение

атмосферы перед грозой, а слезы — "капли дождевые зачинающей грозы". Это не просто образы, а

восприятие их подлинно космической природы, то, что было названо Франком "космизацией души" —

перенесение в личную жизнь категорий космического порядка. Следует подчеркнуть, что предметное чувство

поэта направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни для него есть символ великого и

невыразимого целиком космического единого, некого "иного" космоса в философском смысле этого слова.

Поэзия Тютчева делает конкретные впечатления жизни в ее целом предметом восприятия, художественным

центром, вокруг которого расположены частные поэтические идеи. Здесь — своеобразная художественная

"религиозная философия", проявляющаяся в общности и вечности ее тем — времена года, день и ночь, свет и

тьма, любовь, море, душа, — все это у Тютчева предмет художественного описания в своей общей, стихийной

природе. Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается космическая сторона жизни. Это

может достигаться как прямым указанием на присутствие высших сил (здесь гроза — проявление демонических

сил):

Одне зарницы огневые

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые

Ведут беседу меж собой

Либо посредством эпитетов, зачастую парадоксальных — "звучные волны ночи, гремящая тьма, поющие

деревья" и т.п., которые у Тютчева представляют собой "приемы классификации явлений, превращение

разрозненных моментов в необходимые, внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал

космоса". Осознание в творчестве всего как единого и признание в видимом духовного начала означает

пантеизм. Однако сам

о конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе многообразия, и в

лирике Тютчева необходимо присутствуют мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращению к

всей его поэзии мы ясно видим как эта двойственность пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий

пример — стихотворение "День и ночь":

День — сей блистательный покров —

День — земнородных оживление,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

Но меркнет день, настала ночь,-

Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Собрав, отбрасывает прочь.

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

День и ночь здесь — символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последнюю из которых,

олицетворение "бездны безымянной", названа Тютчевым хаосом:

О чем ты воешь, ветр ночной,

О чем так сетуешь безумно?

...О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди

И с беспредельным жаждет слиться.

О, бурь уснувших не буди:

Под ними хаос шевелится!..

Жизнь космоса — борьба светлого космического начала с хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне

двойственно, свет и хаос связаны как день и ночь, лето и зима. И, что самое главное, не только светлое

начало, но и хаос божественен, прекрасен и привлекателен. Это подтверждается и эпитетами - "родимый хаос",

"святая ночь". Борьба между идеальным космическим началом и демоническим началом хаоса существует не

только в природе, но и в самой человеческой душе:

...человек как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной...

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое...

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое

Темная стихия страсти, угрюмый "огонь желания" таит очарование даже более сильное, чем светлая

"пламенно-чудесная" игра, день — лишь "отраден и чудесен", ночь — "святая", воля к смерти ("Самоубийство")

и воля к жизни ("Любовь") одинаково привлекательны для человека:

И в мире нет четы прекрасней,

И обаянья нет ужасней,

Ей продающего сердца.

В человеке — желание гармонии более сильной, чем погружение в животворный океан идеального

"эфирного" мира:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утеши.

... Дай вкусить уничтожения,

С миром дремлющим смешай.

Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева — это начало уничтожения, бездны, сквозь которое

необходимо пройти для достижения полного и подлинного слияния с космосом; тоска, охватывающая при

встрече с проявлениями хаоса - тоска и ужас смерти, уничтожения, хотя в них достигается блаженство

самоуничтожения. Эта тоска — причина трагедии человека. Человек — лишь "греза природы". Отсюда,

ощущение человеком себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение призрачности жизни:

Душа моя,

Элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобою!

В лирике Тютчева образно выражена мысль, что стихия хаоса, "как бы неадекватная, соответствующая

ограниченности человеческого существа", позволяет нам при соприкосновении с ней осознать всю глубину

пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не противоположности добра и

святости, а лишь ступени к ним. На этом новом уровне противопоставление хаоса и идеального начала космоса

находит выражения не в образах "дня и ночи", а в образах "тишины, успокоения и зноя, мятежности" и

столкновение их — это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и

умирания. Здесь подчеркивается черта, присущая самому космосу — сила возвышения над самим собой, —

жизненность умирания, богатство бедности, сила бессилия, красота страдания. Хаос, таким образом, —

олицетворение "преодоления земного и смертного". "Обе разнородные силы как бы с обеих сторон сближаются

между собой и выявляют присущую им высшую гармонию, недостижимую вне духовного преобразования,

страдания и умирания". Этот синтез достигается Тютчевым и в описаниях осени:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

... Ущерб, изнеможение, и на всем

Та кроткая улыбка увядания

Что в существе разумном мы зовем

Возвышенной стыдливостью страдания.

И в описании состояния старого человека — "Одна улыбка умиления в измученной душе моей". И в

описании "вещей души человека", бьющейся "на пороге двойного бытия":

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть...

Итак, в лирике Тютчева, " самой ночной души русской поэзии", открывается в неподвижной, завершенной

форме, в чистой красоте божественное единство космоса, обнимающего собой двойственность хаоса и

идеального начала, в борьбе между которыми протекает "злая жизнь с ее мятежным жаром".

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Хаос и космос в лирике Тютчева

Слов:1397
Символов:11251
Размер:21.97 Кб.