Первой его книгой был «Биологический справочник» — учебник по естествознанию. В дальнейшем, в научно-фантастических повестях Уэллса, всегда ощущалась подлинно научная основа. Характерная для них тема биологической эволюции и необычных научных открытий была навеяна работой Уэллса в лабораториях Хаксли.
Герберт Уэллс любил говорить, что в его мозг рано попал микроб социализма. Оп остро чувствовал противоречия, раздирающие общество, интересовался социальными вопросами и мечтал принести пользу людям. Но он увлекся, как и Б. Шоу, фабианскими взглядами. Социал-реформизм фабианцев он принял за подлинный социализм.
Все творчество Уэллса, включая его знаменитые научно-фантастические повести, проникнуто социальной проблематикой. В этом отличие Уэллса от Жюля Верна, с которым его любили сравнивать.
В своих повестях Г. Уэллс всегда опирался на подлинные научные открытия и гипотезы. Так, химическое обесцвечивание тканей и рентгеновское просвечивание подсказали ему идею «Человека-невидимки». Огромные успехи в области хирургии навели его на мысль о создании «Острова доктора Моро».
Уэллс, как и Жюль Берн, стремился к максимальной убедительности своих фантастических рассказов: он любит приводить точные описания несуществующих машин, выдержки из мнимых газетных статей и протоколов научных комиссий.
Нередко встречаемся мы у него и с элементами научного предки дспия: в 1908 г. в романе «Война в воздухе» он описывает разрушительные действия военной авиации, которая впервые была приметит позднее, в воине 1914—1918 гг. Еще раньше он описывает военные аэропланы и романе «Когда спящий проснется» (1899). В повести «Освобожденный мир» (1914) ои говорит об атомных бомбах и их. радиоактивном действии за 30 лет до их изобретения и применения.
Все эти предсказания говорят о могучей фантазии и глубоких научных познаниях автора. Предсказания Г. Уэллса раньше всего осуществились в области военной техники — такова жестокая логика империалистического развития.
Своеобразие научно-фантастических повестей Уэллса в их социальной остроте и проблвмности. Очень часто они, не теряя своего научного значения, принимают характер социальной утопии иди сатиры. Это сближает Уэллса с Д. Свифтом, его любимым писателем. Беспокойство за человечество стало главнейшей чертой творчества Г. Уэллса.
Уже в «Машине времени» тема необыкновенного научного изобретения— машины, которая может передвигаться во времени, не-реплетается с темой классовой борьбы, жестокого социального антагонизма, приводящего к пырождению челове
Но не это главное. Главное — в противопоставлении элоев и морлоков, двух выродившихся рас, на которые постепенно разделилось человечество. Путешественник во времени, попав в 802701-й год, встречает в полуразрушенных дворцах и запущенных садах хрупких, изящных, по совершенно беспомощных элоев. Это потомки господствующих классов, особая раса, созданная презрением к труду и идеальными условиями жизни, Л под землей, в колодцах и пещерах, живут бледные, ужасные мор-локя, низведенные до степени животных. Это потомки рабочих, загнанных когда-то в подземные фабрики и жилища, вынужденных обходиться без света. Морлоки по привычке продолжают работать на элоев, доставляют им одежду и пищу, но похищают их по ночам и питаются их мясом
В повести «Остров доктора Моро» таким «сверхчеловеком» считает себя доктор Моро- гениальный хирург и вивисектор, озлобленный преследованиями ханжей, бежавший от них на пустынный остров. На этом острове он продолжает свои хирургические опыты над животными, превращая их в странные подобия людей. Он пре-еяедует при этом двойную цель: окружить себя покорными существами, почитающими его, как бога, и отомстить ненавистному мару людей, создав грубую пародию па человечество.
Научный смысл эксперимента ускользает от него, он уже не руководствуется никакими соображениями добра и пользы и постепенно превращается в маньяка. Страшен и безнадежен мир, созданный на острове доктором Моро, одинок и несчастлив творец и повелитель этого мира. В конце концов он погибает, уничтоженный своими питомцами.
«Остров доктора Моро» носит черты социальной сатиры. Полулюди-полузвери в этой повести, подобно иеху в «Путешествиях Гулливера», напоминают буржуазное общество. Жестокость соединяется в них с трусостью и лицемерием. Человек, случайно попавший на остров доктора Моро и вернувшийся затем в Англию, с горечью видит в цивилизованных англичанах все то же звериное общество.
В «Острове доктора Моро», несомненно, заключена и полемика с Киплингом, с его «Книгой Джунглей» (1894). Мир зверей, подчиняющийся неписаному закону джунглей и гордому «сверхчеловеку», получил здесь отталкивающие черты и мрачно-пародийное освещение. Колониальная романтика и идеал «сверхчеловека» в равной мере отвергаются Уэллсом, писателем-гуманистом.