Мораль врастает в образную систему. По замечанию Н. А. Добролюбова, в сказках Андерсена «нет и малейшего резонерства. В этом-то и видно искусство и талант рассказчика: его рассказы не нуждаются в нравоучительном хвостике».
Свинья-копилка, битком набитая монетами, гордится тем, что «денег у нее по горло и она может скупить все игрушки». Но вот свинья упала со шкафа и разбилась вдребезги. «Все монеты и монетки разбрелись в разные стороны. А глиняные черепки от свиньи-копилки вымели вместе с мусором» («Свинья-копилка»).
Штопальная игла так благородна и так тонка, что не может найти достойного для себя места в жизни. Сломанная, заржавленная, никому не нужная, она очутилась в сточной канаве и все-таки продолжала восхвалять свое благородство и добродетели («Штопальная игла»). Различные человеческие слабости и пороки, уродливые общественные отношения, порождающие эгоизм, корыстолюбие, сословные предрассудки, кажутся еще более нелепыми и уродливыми, когда они переносятся из действительности в условный, сказочный мир.
Высокомерные садовые цветы «чем меньше благоухали, тем больше важнича
Какой переполох поднялся на птичьем дворе, когда туда затесался «гадкий утенок»! Его «клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры». На птичьем дворе существует свой, птичий этикет. Самая жирная и самая знатная утка испанской породы носит на лапке красный лоскуток. «Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка». Изгнанный «артистократами» птичьего двора, гадкий утенок попадает в «мещанскую среду» — в общество господина Кота и госпожи Курицы, которые «всегда говорили: «Мы и свет!» — и считали себя половиной всего света, притом лучшей его половиной». А потом гадкий утенок, заклеванный и затравленный, превращается в белоснежного лебедя... В этой замечательной сказке содержится не только социальная аллегория, но и поэтическая исповедь самого Андерсена: рассказ о пережитых им невзгодах и унижениях.