Следует, говоря о нравственно-этическом воспитании будущей поэтессы, отметить, что в семье Цветаевых не было систематического религиозного воспитания (как оно описывается во многих воспоминаниях детства — церковные традиции, усердное посещение церквей, молитвы). По свидетельству Анастасии Цветаевой, родители праздновали христианские праздники (Рождество, Пасха), прививали любовь к ним детям, знакомили с библейскими легендами, евангельскими притчами, религиозными обрядами, но «все было облегчено», все было в такой форме, какой надлежит быть в русской интеллигентной семье.
Подробнее необходимо остановиться на знакомстве будущей поэтессы с Библией как историко-литературным памятником, тем более что современные школьные программы предусматривают изучение учащимися основных библейских сюжетов.
В стихотворениях Марины Цветаевой оживают библейские образы, интерпретируются легенды Ветхого и Нового Заветов, звучат ставшие афоризмами мысли создателей этих древнейших литературных памятников. Останавливаясь на «библейских» произведениях поэтессы, учитель может привести в качестве яркого примера цикл стихотворений «Магдалина» (1923), в котором повествуется о грешнице Марии Магдалине. Как известно, Иисус Христос изгнал из нее «семь бесов». В черновой тетради Цветаева записала: «Магдалина, когда раскаялась, была хороша и молода. Когда мы говорим: Магдалина, мы видим ее рыжие волосы над молодыми слезами».
Особый интерес представляет стихотворение этого цикла «Меж нами — десять заповедей…», в котором Магдалина предстает раскаявшейся грешницей, принявшей христианское учение, впервые почувствовавшей себя не «тварью», а человеком, Божьим созданием. И все это благодаря праведной силе и всепобеждающей любви к ближнему Иисуса Христа:
* … Не тот ли (та!)
* Твари с кудрями огненными
* Молвивший: встань, сестра! ,
Образ Иисуса Христа с детства волновал воображение Марины Цветаевой. Его чистота, жертвенность, любовь были тем эталоном нравственной красоты, который она пронесла сквозь всю свою
В беседе о произведениях Цветаевой, свидетельствующих о ее глубоком знании Библии, могут принять участие учащиеся-«литературоведы» (группа почитателей таланта поэтессы, которые заранее на факультативных занятиях ознакомились с ее «библейскими» стихотворениями и самостоятельно выписали из цветаевских сборников на карточки поэтические строки-иллюстрации). «Литературоведы» читают эти строки:
* «Мне страшный совершился суд!
* Под рев колоколов на плаху
* Архангелы меня ведут»
«Так Агарь в своей пустыне шепчет Измаилу…» («У камина, у камина…», 1917); «Обман сменяется обманом, Рахилью — Лия» («А человек идет за плугом…», 1919); «Читает стих Экклезиаста и не читает Песни Песней» («Старинное благоговенье», 1920); «Победоноснее царя Давида чернь раздвигать плечом» («Ученик», 1921); «Так по ночам, тревожа сон Давидов, // Захлебывался царь Саул» («Отрок», 1921); «Простоволосая Агарь — сижу, // В широкую печаль — гляжу» («Простоволосая Агарь…», 1921);
Иногда библейская легенда, созвучная переживаниям поэтессы, является прекрасной миниатюрой, вызывающей много различных ассоциаций:
* Удостоверишься — повремени!
* Что, выброшенной на солому,
* Не надо было ей ни славы,
* ни Сокровищницы Соломона.
* Нет, руки за голову заломив,
* Глоткою соловьиной!
* Не о сокровищнице
* Суламифь: Горсточке красной глины!
* Удостоверишься — повремени…